Navigation bar
  Print document Start Previous page
 66 of 569 
Next page End  

если провал может выставить человека в невыгодном свете, он сам начинает чинить себе препятствия
(Arkin & Baumgardner, 1985). Не приходится удивляться и тому, что люди рискуют своим здоровьем:
загорают до черноты, несмотря на то, что солнечная иррадиация — причина морщин и рака; доводят
себя до анорексии
[Анорексия — полная потеря аппетита. —
Примеч. науч. ред.]; не приобретают
презервативов и не пользуются ими; идя на поводу у приятелей, начинают курить, пить и употреблять
наркотики (Leary et al., 1994). Нет ничего удивительного и в том, что люди становятся скромнее, когда
чувствуют, что их самомнению грозит опасность, например, в лице специалистов, которые — если
тщательно изучат их оценки — заставят их «спуститься с небес на землю» (Arkin et al., 1980; Riess et al.,
1981; Weary et al., 1982). Профессор Смит, представляя свою работу коллегам, будет с меньшей
уверенностью говорить о ее значимости, чем перед студенческой аудиторией.
<Объясняя, почему в его стране в два раза меньше адвокатов, чем в Вашингтонгском округе,
Кодзи Янаси, должностное лицо из коллегии адвокатов Японии, сказал: «Если мяч угодит в голову
американца, находящегося на бейсбольном стадионе, он подаст в суд. Оказавшись в аналогичной
ситуации, японец скажет: “Это делает мне честь. И потом, я сам виноват. Нечего было стоять здесь”».>
Есть люди, для которых осознанная самопрезентация — стиль жизни. Они постоянно наблюдают
за своим поведением, замечают реакцию окружающих, а затем «доводят» свое социальное поведение до
такого «качества», которое обеспечивает им достижение желаемого эффекта. Люди с высокоразвитым
чувством самоконтроля (например, те, которые соглашаются, что стремятся быть такими, какими их
хотят видеть окружающие) подобны социальным хамелеонам: они «подгоняют» свое поведение под
внешние обстоятельства (Snyder, 1987; Gangestad & Snyder, 2000). Ставя свое поведение в зависимость
от ситуации, такие люди, скорее всего, поддерживают установки, которые на самом деле им чужды
(Zanna & Olson, 1982). Не упуская из виду других, они, вероятнее всего, не будут вести себя в
соответствии с собственными установками. Следовательно, для людей с развитым чувством
самоконтроля установки играют роль некой социальной настройки: они помогают им адаптироваться к
новой работе, новым ролям и новым взаимоотношениям.
<После проигрыша более молодой сопернице прославленная теннисистка Мартина Навратилова
призналась, что «не рискнула играть в полную силу... Я смертельно боялась убедиться в том, что они,
молодые, могут победить меня даже тогда, когда я полностью выкладываюсь. Потому что если бы это
произошло, мне пришлось бы зачехлить ракетку». Франкел и Снайдер, 1987>
Люди с более низким чувством самоконтроля меньше озабочены тем, что о них думают
окружающие. В своих действиях они исходят из собственных мыслей и чувств, а это значит, что их
слова и действия, скорее всего, соответствуют их убеждениям (McCann & Hancock, 1983). Так, когда
студентки Британского университета, не отличавшиеся склонностью к самоконтролю, отвечали на
вопросы о своих гендерных установках, результаты опроса не зависели от женственности одежды и
поведения женщины-интервьюера (Smith et al., 1997). (Студентки с развитым чувством самоконтроля в
присутствии женственной «интервьюерши» старались выглядеть более женственными.) Если считать
высшим пределом самоконтроля талантливого афериста, а низшим — непоколебимую
нечувствительность, то окажется, что большинство из нас располагаются посередине этой шкалы.
Самопрезентация, создающая желательное впечатление, — очень тонкая материя. Люди хотят,
чтобы их считали не только способными, но и скромными, и честными (Carlson & Shovar, 1983).
Скромность производит хорошее впечатление, а беспричинное хвастовство — плохое (Forsyth et al.,
1981; Holtgraves & Srull, 1989; Schlenker & Leary, 1982). Этим и объясняется происхождение такого
феномена,
как ложная скромность: в глубине души мы нередко оцениваем себя выше, чем на людях
(Miller & Schlenker, 1985). Но если мы действительно сделали нечто хорошее и это всем очевидно,
фальшивые разуверения вроде «Подумаешь! Не о чем говорить!» могут восприниматься как проявление
напускного смирения. Чтобы произвести хорошее впечатление — т. е. чтобы тебя сочли компетентным,
но в то же время и скромным, — нужно иметь определенные социальные навыки.
Социальная психология в моей жизни
Я отчаянно хотела считать себя человеком, не обремененным привычкой к самоконтролю, т. е.
таким человеком, который в различных социальных ситуациях остается самим собой. В
действительности же большие праздники, собиравшие людей, с которыми я подружилась в разное
время при разных обстоятельствах, например мои дни рождения, вызывали у меня стресс. У меня есть
школьные друзья, друзья студенческих лет, друзья, с которыми я познакомилась во время обучения за
границей, и бывшие сослуживцы. И я всегда чувствовала, что разные группы связывают со мной разные
ожидания. Нельзя сказать, что, «переходя от группы к группе», я всякий раз становлюсь другой. Скорее,
Hosted by uCoz