Navigation bar
  Print document Start Previous page
 67 of 569 
Next page End  

верно другое: общение с каждой группой происходит по своему «сценарию», и то, что он заранее
известен мне, радует и успокаивает меня. Самоконтроль помогает мне чувствовать, что я «иду в ногу» с
теми своими друзьями, с которыми общаюсь.
---
<Общественное мнение всегда более деспотично по отношению к тем, чей страх перед ним
очевиден, нежели по отношению к тем, кто равнодушен к нему. Бертран Расселл, В борьбе за счастье,
1930>
Стремление к презентации себя как скромного человека, обладающего сдержанным оптимизмом
по поводу собственной персоны, особенно заметно в культурах, которые ценят самоограничение, в
частности в Китае и Японии (Heine et al., 2000; Lee & Seligman, 1997; Markus & Kitayama, 1991; Yik et
al., 1998). Китайцам и японцам предрасположение в пользу своего Я свойственно в меньшей степени.
Они с детства учатся делить успех с другими и брать на себя ответственность за поражения. «В том, что
я потерпел неудачу, виноват я сам, а не моя группа» (Anderson, 1999). Детей в странах Запада учат
приписывать успехи себе, а неудачи объяснять невезением. Результатом, по мнению Филипа Зимбардо,
является большая скромность и застенчивость привыкших держаться в тени японцев (Zimbardo, 1993).
<Любому правителю совсем не обязательно иметь все желательные достоинства, но совершенно
необходимо производить впечатление, будто он обладает ими. Никколо Макиавелли (1469-1527)>
{Групповая идентичность.
В странах Азии самопрезентации отводится лишь незначительное
место. Дети учатся идентифицировать себя с теми группами, к которым принадлежат}
Вопреки такой заботе о самопрезентации, в глубине души большинство людей во всем мире —
далеко не критики собственных персон. Предрасположение в пользу своего Я присуще учащимся
средних школ и студентам университетов Голландии, бельгийским баскетболистам, индусам, живущим
в Индии, японским водителям, школьникам Израиля и Сингапура, австралийским студентам и рабочим,
китайским студентам, студентам и спортивным обозревателям и французам всех возрастов (Codol, 1976;
de Vries & van Knippenberg, 1987; Falbo et al., 1997; Feather, 1983; Hagivara, 1983; Hallahan et al., 1997;
Jain, 1990; Liebrand et al., 1986; Lefebvre, 1979; Murphy-Berman & Sharma, 1986; Ruzzene & Noller, 1986;
Yik et al., 1998).
Резюме
Будучи социальными животными, мы соотносим свои слова и поступки с потребностями
окружающих. Можно сказать, что мы до известной степени осуществляем самоконтроль, следим за
своим поведением и регулируем его таким образом, чтобы произвести на окружающих нужное нам
впечатление. Различные подходы к подобному управлению впечатлением объясняют происхождение
таких проявлений ложной скромности, как самоуничижение, восхваление конкурентов или публичное
приписывание другим того успеха, который в глубине души человек считает своей личной заслугой.
Для оправдания неудачи и защиты своего самоуважения люди порой идут даже на то, чтобы своим
пораженческим поведением создать себе препятствия.
Постскриптум автора
Двуликая истина: опасности, подстерегающие гордеца, и сила позитивного мышления
Знание о самоэффективности вдохновляет нас на противостояние тяжелым ситуациям, на
упорство вопреки изначальным неудачам и на то, чтобы не позволять сомнениям в собственных силах
отвлекать нас от движения к намеченной цели. Развитое самоуважение исполняет также и адаптивную
функцию. Человек, который верит в свои позитивные возможности, менее уязвим для депрессии и
имеет более высокие шансы на успех.
Знание о неоправданном оптимизме и прочих формах предрасположенности в пользу своего Я
напоминает нам о том, что самоэффективность — лишь одна сторона того, что называется Я в
социальном мире. Если позитивному мышлению подвластно абсолютно все, значит, неудачный брак,
бедность или депрессия — исключительно наша собственная вина. Стыдитесь! Если бы только мы не
были такими ленивыми, недисциплинированными и глупыми! Непонимание того, что трудности порой
отражают непреодолимое давление социальных ситуаций, может подтолкнуть нас не только к
перекладыванию вины за проблемы и трудности на тех, кто их переживает, но и к аналогичным
Hosted by uCoz