Navigation bar
  Print document Start Previous page
 122 of 574 
Next page End  

Рис. 5.1. Группа представителей народности зулу (Южная Африка) перед одной из своих хижин
округлой формы. Тот факт, что в их окружении нет вертикальных и горизонтальных линий, заметно
влияет на их зрительное восприятие. В частности, Грегори показал, что в подобных культурах почти не
встречаются иллюзии типа Мюллера—Лайера.
Все эти виды восприятия — результат практики и опыта. Только благодаря практике и опыту
наш мозг способен структурировать и организовывать элементы внешнего мира, чтобы придавать им
точное значение (см. документ 5.5).
Организация наших восприятий
Феномены восприятия, в особенности объединение восприятий по некоторым принципам в
связные единства, лучше всего были описаны и проанализированы школой гештальтпсихологии.
Самый важный из этих принципов состоит в том, что любой образ или предмет воспринимается
как фигура, выделяющаяся на каком-то фоне. Наш мозг действительно имеет тенденцию (по-видимому,
врожденную) структурировать сигналы таким образом, что все, что меньше или имеет более
правильную конфигурацию, а главное то, что имеет для нас какой-то смысл, воспринимается как
фигура; она выступает на некотором фоне,
а сам фон воспринимается гораздо менее
структурированным (рис. 5.2).
Рис. 5.2. Ваза Рубина. На этом рисунке фон может быть либо черным, либо белым. Это зависит
от того, что человек воспринимает — вазу или два профиля. Фигура и фон взаимозаменяемы: фигура
может превратиться в фон, а фон — в фигуру.
Это относится прежде всего к зрению, но также и к другим чувствам. Так же обстоит дело, когда
в общем шуме собрания кто-то произносит нашу фамилию. Она сразу выступает как «фигура» на
звуковом фоне. Такое же явление мы наблюдаем, когда улавливаем запах розы, находясь среди группы
курильщиков, или запах сигареты у клумбы с розами.
Однако вся картина восприятия перестраивается, как только другой элемент фона становится в
свою очередь значимым. Тогда то, что за секунду до этого виделось как фигура, теряет свою ясность и
смешивается с общим фоном. Именно это происходит, когда вы внимательно рассматриваете пару
рисунков ниже. Вы должны были бы различить на них лица Декарта, Фрейда, Павлова и других
выдающихся «фигур» в истории психологии. Но как только вам это удастся, все другие элементы,
которые до сих отчетливо выделялись, стушуются и станут лишь фоном, на котором будут четко
выступать лица великих ученых. И так будет до тех пор, пока вы не решите снова рассмотреть мелкие
детали рисунка.
Hosted by uCoz