Navigation bar
  Print document Start Previous page
 13 of 574 
Next page End  

Прежде всего — классический подход: преподаватель более или менее углубленно излагает
содержание какого-то раздела книги, расставляя акценты в соответствии с собственными взглядами, и
приводит собственные примеры или использует материалы из документов.
Студенты могли бы при этом заранее готовиться к каждой лекции, внимательно читая текст и
проверяя степень усвоения материала по специальному приложению, помещенному в конце каждой
главы. В этом случае преподаватель может сделать лишь краткий обзор проблемы, опираясь на резюме,
а главное внимание уделить разъяснению или углублению моментов, оставшихся неясными, а также
чтению и обсуждению одного или нескольких «документов».
Можно также уделять в аудитории основное время обсуждению некоторых документов,
рассматривая текст данной главы как синтез различных моментов, выявленных в процессе
предшествующего обсуждения, а усвоение материала проверять по приложению в конце главы.
Вместо этого можно поручить изложение части материала группе студентов, которых особенно
заинтересовали некоторые «документы» или «досье» и которые проработали этот материал более
глубоко по обзорам или оригинальным работам, приведенным в библиографии; они могли бы
сопроводить изложение демонстрацией видеофильмов.
Наконец, студенты могли бы прорабатывать книгу в одиночку или, объединившись с одним-
двумя сокурсниками, контролировать успешность своих занятий по проверочным материалам в конце
глав. В этом им помогут многочисленные иллюстрации и словарь терминов, помещенный в конце
книги. Такие самостоятельные занятия можно было бы дополнить просмотром документальных
видеофильмов. Личные встречи с преподавателем позволили бы заполнить некоторые пробелы и
обменяться мнениями по вопросам, имеющим особое значение.
Во всех случаях для проверки приобретенных знаний могут служить многочисленные вопросы,
помещенные в конце глав. Эти вопросы можно использовать в том виде, в каком они сформулированы,
или видоизменять для более строгой оценки знаний.
Благодарности
Эту книгу я писал в одиночку на протяжении трех лет в разных местах западного Квебека в
свободное от преподавания время и в периоды возвращения в Прованс. Она, однако, не могла бы
получиться такой, какая она есть, без разумных замечаний и предложений моих
квебекских коллег. Я
горячо благодарю Annick Beve, Louise Bergeron, Michele Beaudry, Leandre Bouffard, Serge Levesque, Paul
Potters, Frederic Legault, Francois Berthiaume, Lise Matteau, Pierre Cloutier, Jacynthe Thiboutot, а также
Francois Cauchy, координатора по психологии провинции Квебек; все они, каждый по-своему, указали
мне на те или иные аспекты отдельных глав, которые, по их мнению, следовало бы изложить как-то
иначе.
Я весьма обязан моему собрату Claude Gelinas из колледжа в Абитиби-Темисками за составление
досье 5.1 по проблеме «наука и паранормальные явления», большую часть которого он отредактировал,
и моему другу Louis Belanger, который прочитал и пополнил данные и библиографию, относящиеся к
изучению пси-феноменов.
Я выражаю также благодарность проф. Marc Richelle (лаборатория экспериментальной
психологии Льежского университета), который сделал из меня экспериментатора, а также впервые
приобщил меня к этнографической антропологии и психолингвистике, за любезно высказанные
критические замечания по разным частям книги, относящимся к сферам его интересов.
Я пользуюсь также случаем, чтобы поблагодарить других своих учителей, которые обнаружат на
этих страницах, что во всех своих рассуждениях я постоянно опирался на заложенные ими основы; это
профессора Jean Paulus, который в свое время ввел меня в лабиринты психологии, Francois Duyckaerts,
вложивший в меня основы динамической психологии, Andre Husquinet, обучавший меня основам
клинической психологии, Maurice Dongier, пробудивший во мне понимание невротических расстройств,
Adele Dubuisson-Brouha и Jacques Faidherbe, которым я обязан своими знаниями в области
психофизиологии, Jean-Claude Ruwet, сформировавший меня как этолога, Michel Chardon, передавший
мне часть своих зоологических знаний, и многие другие, участвовавшие в формировании моих
представлений о поведении человека. Я надеюсь, что этой книгой я не слишком сильно обманул их
ожидания и что они признают преемственность, которую я им навязываю по прошествии столь многих
лет.
Бихевиористская подготовка, полученная от одних, и психоаналитический взгляд на личность,
переданный мне другими, обогатились мало популярным в Европе в последние 20 лет гуманистическим
Hosted by uCoz