Navigation bar
  Print document Start Previous page
 140 of 574 
Next page End  

Рис. 5.20. Когда измеряли время, в течение которого новорожденный смотрит на различные
фигуры, цветные или черно-белые, оказалось, что он уже с первых часов жизни отдает предпочтение
человеческому лицу.
С четырехмесячного возраста ребенок способен различать цвета: синий (голубой), зеленый,
желтый и красный, при этом он отдает предпочтение синему и красному.
Кроме того, чтобы ни думали беспокойные родители, маленькие дети, как выяснилось, редко
приближаются к крутым обрывам. Гибсон и Уок (Gibson, Walk, 1960) доказали с помощью
«зрительного обрыва» (рис. 5.21), что восприятие глубины уже имеется с самого раннего возраста и
ребенок не решается ползти на стекло, нависающее над пустотой. По-видимому, эта реакция не
приобретается на опыте, так как она проявляется у детенышей животных в возрасте нескольких часов.
У младенцев до двух месяцев, которые еще не умеют ползать, учащается ритм сердца, если их положить
животом вниз на стекло на высоте больше метра от пола.
Рис. 5.21. Дети, как и детеныши животных, по-видимому, обладают врожденной способностью к
восприятию глубины, благодаря которому они избегают «провалов», даже накрытых стеклом.
Восприятие глубины тесно связано с развитием бинокулярного зрения, а последнее появляется
только тогда, когда оба глаза уже способны конвергировать на одну точку. Этот механизм у
большинства детей вырабатывается в первые месяцы жизни. Поэтому, если у ребенка старше 6 месяцев
еще проявляется страбизм (косоглазие), очень важно быстро осуществить хирургическое
вмешательство для исправления этого дефекта. В противном случае шансы на развитие у него
бинокулярного зрения невелики; кроме того, мозг постепенно перестанет воспринимать сигналы,
поступающие от неполноценного глаза, и ребенок на более или менее длительное время станет
«функционально одноглазым».
Слуховое восприятие
Новорожденный с первых часов способен распознавать отчетливые звуки разной интенсивности.
Hosted by uCoz