Navigation bar
  Print document Start Previous page
 142 of 574 
Next page End  

Организация перцептивных процессов и черты постоянства, которые мы устанавливаем в мире,
обеспечивают нам непротиворечивое и связное восприятие окружающего. Однако существуют случаи,
когда восприятие искажено, — когда, например, от самих предметов поступают противоречивые
сигналы или когда мы неправильно интерпретируем монокулярные сигналы, получаемые от предметов.
В первом случае речь идет в основном о двусмысленных картинках,
которые на первый взгляд
кажутся «нормальными», но вскоре делаются непонятными, когда осознаешь, что они могут вызывать
два противоречивых восприятия, причем нет никакого признака глубины, который позволил бы
определить, что является фоном, а что — фигурой (рис. 5.22, А).
Во втором случае мы встречаемся с
какими-то признаками перспективы, глубины, формы или величины, которые, вступая в противоречие
между собой, порождают зрительные иллюзии.
Рис. 5.22. А. Двусмысленные фигуры, трехмерная интерпретация которых приводит к
противоречиям. Б. Зрительная иллюзия Мюллера—Лайера и иллюзия биссектрис. В. Иллюзия Понсо
(более удаленное бревно, лежащее между шпалами, кажется значительно большим, чем то, которое
ближе) и иллюзия Луны, которая многим кажется больше на горизонте, чем в открытом небе.
Одно из самых правдоподобных объяснений ряда иллюзий основано на нашей склонности
воспринимать как более крупное то, что находится дальше, с учетом эффекта перспективы. Это
заставляет наш мозг ошибочно преувеличивать размеры того из двух равных предметов, который
больше удален.
Это происходит в случае иллюзий Мюллера—Лайера, которые можно сблизить с восприятием
внешних и внутренних углов домов. То же происходит и с иллюзией Понсо (Ponzo) или с иллюзией
луны на горизонте, усиливаемой пейзажем и его перспективой. Аналогичный случай с биссектрисой и
перпендикуляром к другой линии, которые как бы удаляются от исходной точки (рис. 5.22, Б и В).
Еще одна забавная иллюзия возникает при восприятии лица на фотографии или рисунке: глаза
будут всегда смотреть прямо на нас независимо от угла, под которым мы на него смотрим. Однако эта
иллюзия создается лишь в том случае, если изображенный глядел прямо в объектив или прямо в глаза
художника, когда тот рисовал портрет (действительно, ничего подобного не происходит, если
позирующий смотрит чуть-чуть в сторону). Эта иллюзия еще не получила полного объяснения; по-
видимому, она связана с тем, что изображение глаз дается лишь в двух измерениях (рис. 5.23). В самом
деле, при восприятии скульптурных изображений такой иллюзии не возникает.
Hosted by uCoz