Navigation bar
  Print document Start Previous page
 168 of 574 
Next page End  

поесть, где он будет чувствовать себя в безопасности или найдет партнера в брачный период. И это же
природное любопытство толкает детеныша на «эксперименты», в конечном счете приучающие избегать
опасных ситуаций.
По мере того как мы продвигаемся по эволюционной лестнице, мы замечаем, что развитие
исследовательского поведения все больше связано с ранним жизненным опытом индивидуума. Крысы,
выросшие в среде, обогащенной стимулами (вспышки света, звуки, лесенки и т. п.), в старшем возрасте
проявляют гораздо большую любознательность, чем крысы, выросшие в «обедненной» среде.
Наибольшее значение имеет ранний опыт для приматов. Так, обезьяны, выросшие в полной
изоляции, проявляли панический страх, когда их переселяли на новое место, особенно если они там
сталкивались с подвижными или производящими шум предметами (эксперименты Харлоу). Ничего
подобного не наблюдалось у молодых обезьян, выросших при матери.
У человека эта потребность в исследовании очень быстро перерастает в когнитивные
потребности в информации и знаниях.
При контактах с окружающими людьми и с другими
источниками сведений ребенок (а потом и взрослый, в которого превратится этот ребенок) слушает,
смотрит, читает, постоянно стараясь что-то понять, а может быть и объяснить — сначала на уровне
конкретных фактов, а позднее все больше и больше переходя в область абстрактных идей и принципов.
Его выбор, однако, ограничен его прошлым опытом и социальной средой, в которой он развивается и от
которой зависит область его интересов. Круг вопросов, которые ставит перед собой владелец гаражей
или врач, резко отличается от круга вопросов, занимающих ум ученого-атомщика или дровосека. Но у
всех у них есть одна общая потребность, более глубокая — потребность познать самих себя и
доискаться до смысла своего существования, до определения места, которое они занимают в
социальной группе, во всем обществе и, наконец, во Вселенной. Удовлетворение такой потребности
тесно связано с развитием чувства самоуважения.
Самоуважение
Здесь речь идет о сильной потребности занять достойное место среди других людей, которая
может быть одним из самых мощных стимулов, определяющих наши поступки.
Эта потребность может выражаться как в погоне за общественным одобрением или признанием
со стороны окружающих в связи с хорошо выполненной работой, так и в желании быть независимым и
свободным. Она может лежать в основе стремления к компетентности или к успеху в профессиональной
или артистической деятельности, а также в стремлении добиться власти или престижного положения.
Тот факт, что эта потребность может выражаться по-разному, говорит о том, что она тесно
связана с событиями, пережитыми в молодости. Этот вид потребности зависит от того, как развивалось
чувство самостоятельности у ребенка. В зависимости от того, как относились родители к проявлению
этого чувства — поощряли его, хвалили за него или же, напротив, мешали своей неумелой опекой или
бранили, — ребенок превращается либо в человека, достаточно уверенного в себе, либо в человека,
сильно зависящего от мнения окружающих и неспособного взяться за дело, успех которого не
обеспечен.
Это позволяет отчасти понять, почему у женщин так часто возникает конфликт между сильным
желанием самоутверждения и боязнью чрезмерного успеха, которого от них не ждет общество. Этот
конфликт, видимо, обусловлен воспитанием, которое обычно получают девушки и которое чаще
прививает им склонность к социальному конформизму,
чем способствует развитию реального чувства
независимости.
Как бы то ни было, путь развития потребности в самоутверждении связан с тем, как будут
вырабатываться высшие качества, такие как справедливость, солидарность, мягкость, самоуважение и
уважение к окружающим. Эта потребность находит также выход в удовлетворении эстетических
запросов — в поисках упорядоченности, красоты, равновесия (см. рис. 6.3).
Самореализация
По мнению Маслоу, врожденное стремление к развитию, присущее каждому человеку, приводит
к тому, что он старается применить и реализовать свои унаследованные потенциальные возможности.
Речь идет здесь об основополагающей мотивации, которая может проявиться полностью только у тех,
кто достиг определенного уровня самоуважения.
Основные идеи Маслоу о самовыражении были представлены в главе 2, особенно в документе
Hosted by uCoz