Navigation bar
  Print document Start Previous page
 172 of 574 
Next page End  

Стресс
Жизнь состоит из ожидаемых или неожиданных событий. Некоторые из них приятные, другие
менее приятные, а иные совсем неприятные. Мы на них реагируем в зависимости от наших
потребностей и от знания ситуации. Мы видели, что в тех случаях, когда мы располагаем достаточной
информацией, мы способны реагировать спокойно. Более того, у нас даже могут возникать
положительные эмоции, если о данной ситуации мы знаем больше, чем это нам необходимо. Тогда
организм не напряжен и готов к новым испытаниям.
Напротив, недостаток нужных сведений заставляет нас волноваться и вызывает активацию
организма. И тогда одной из возможных реакций будет отрицательная эмоция.
Но иногда человек должен быть готов к событию слишком неожиданному и важному для него, о
котором он ничего или почти ничего не знает. В этом случае, если ситуация затягивается, реакция
организма может усилиться до такой степени, что возникнут серьезные нарушения как в
физиологическом, так и в психологическом плане. Тогда обычный набор эмоций уступает место
беспокойству или тревоге: человек находится в стрессовом состоянии (рис. 6.9).
Рис. 6.9. Жизнь в современном обществе, в центре большого города особенно богата
стрессовыми ситуациями.
Известно множество ситуаций, порождающих стресс, — от случаев отделения ребенка от матери
в первые годы жизни (см. опыты Харлоу на детенышах обезьян) до серьезных заболеваний у людей
зрелого возраста. В наше время одно из самых травмирующих событий для взрослого — это потеря
работы. Было показано, что стрессовое состояние у работника вызывается не столько совершившимся
фактом потери места, сколько предшествующим периодом боязни его потерять. И чем противоречивее
слухи о возможном закрытии предприятия, тем сильнее стресс. Что касается того, кто ищет работу, так
у него к стрессу приводят скорее ожидание ответа и связанная с ним неопределенность, чем отказ в
приеме на место.
Эксперименты, проводимые на обезьянах и крысах, дали результаты, подтверждающие
подобные выводы (см. документ 6.10). Селье (Selye, 1974) показал, каким образом стресс связан с
постепенным истощением резервов организма, который старается приспособиться к новым условиям.
Он назвал этот комплекс реакций общим синдромом адаптации и описал три этапа этого синдрома.
Первый этап — реакция тревоги. Для него в основном характерны физиологические изменения,
подготавливающие организм к встрече с новой ситуацией и приводящие животное в состояние большей
настороженности и беспокойства.
Если эта ситуация затягивается, то создается впечатление, что организм возвратился к своему
нормальному состоянию, даже если его реакции не всегда адекватны. Это фаза сопротивления,
во
время которой организм, чтобы внешне оставаться в норме, продолжает расходовать имеющиеся у него
резервы.
Но резервы не безграничны, и если стресс продолжается, то вскоре они начинают
катастрофически уменьшаться. Это фаза истощения, приводящая иногда к смерти, но чаще всего — к
нервным срывам. О реакциях индивидуума, находящегося в подобном состоянии, мы расскажем в главе
12, когда будем рассматривать механизмы адаптации личности.
Позднее Селье (Selye, 1978) дополнил свою теорию, высказав мысль, что не всякий стресс
вреден. Стресс — неотъемлемая часть жизни, и его нельзя избежать. Важно, по мнению Селье, то, что
каждый из нас — с учетом того, что он собой представляет и какие испытания в жизни готов перенести,
— способен поддерживать оптимальный для себя уровень стресса, позволяющий действовать наиболее
эффективно. Если некоторые люди с трудом могут преодолевать ситуации, лишающие их обычного
спокойствия и выводящие из привычного мирного окружения, то другие ищут действий и большего
жизненного простора, где могут полностью реализовать свои возможности, учась преодолевать
связанные с этим опасности (см. документ 6.11).
Мы только что в общих чертах ознакомились с тем, как наш организм активируется либо
восприятиями внешнего мира, либо потребностями, которые он стремится удовлетворить наилучшим
образом, используя получаемую информацию.
С первых дней жизни ребенок учится распределять элементы реального мира по категориям и
таким образом создавать себе надежные ориентиры, позволяющие ему направлять свою деятельность.
Hosted by uCoz