Navigation bar
  Print document Start Previous page
 173 of 574 
Next page End  

Все действия, которые он будет совершать, все эксперименты, которые произведет, и все
переживания обеспечат ему множество таких ориентиров, помогающих идти все дальше в познании
окружающего мира. Это будут вехи в длительном процессе обучения, в котором ребенок будет
получать помощь от социальных структур и в то же время «вписываться» в эти структуры. Обработка
получаемой информации позволит ребенку приобретать и закреплять в памяти знания и навыки, а на их
основе будут вырабатываться высшие процессы, такие как мысль и речь. Именно эти процессы
окончательно выделяют человека из остального животного мира, наделяя его способностью осознавать
свою собственную природу и свое место во Вселенной. Этому вопросу будет посвящена следующая
часть книги.
Документ 6.1. Терминология, относящаяся к мотивации
Задолго до того, как психологи стали пытаться научно объяснить причины наших действий, в
разговорном языке появилось много слов, позволяющих описать различные аспекты и нюансы
мотивации. Из определений, которые даются в словарях, можно уяснить себе значение различных
терминов и, таким образом, использовать их с наибольшей точностью.
Начнем с общих терминов.
Мотивация это
совокупность факторов, определяющих поведение. Это понятие описывает
отношение, существующее между действием и причинами, которые его объясняют или оправдывают.
Желание ассоциируется с ощущением потребности; это может быть потребность либо
биологического порядка, связанная с жизнедеятельностью организма, либо чисто интеллектуального
или эстетического порядка.
Мотив это соображение, по которому субъект должен действовать. Как правило, мотив
бывает интеллектуального порядка.
Побуждение является причиной действия или целью, ради которой оно было совершено.
Поэтому побуждение можно установить только после того, как действие осуществилось.
Некоторые термины имеют более прямое отношение к физиологическим аспектам мотивации.
Потребность предполагает отсутствие или нехватку чего-то нужного для равновесия организма.
Хотя чаще всего речь идет о необходимости биологического порядка, этот термин может также
означать нужду в чем-то ином.
Влечение (tendance; соответствует английскому термину drive)
внутреннее состояние,
заставляющее действовать определенным образом.
Под импульсом подразумевается динамическое проявление инстинктивных или врожденных
стремлений; это то, что при возникновении соответствующей потребности «толкает» индивидуума к
действию.
Что же касается привязанности,
так она подразумевает существование побудителя.
В этом
смысле привязанность учитывает силу, которая влечет к кому-то или к чему-то.
Когнитивный аспект мотивации тоже не остается забытым. Термины, которые к нему относятся,
акцентируют причинный или разумный аспект некоторых поступков.
Хотение это осознание стремления к известному объекту. В более узком смысле хотение
лежит в основе нормального сексуального поведения.
Вдохновение проявляется в порыве, движении к данной цели, которая чаще всего принадлежит
высокому уровню.
Склонность включает в себя аффективное изменение. Имеется в виду вкус к предмету или к
завершению данного дела.
Намерение заключается просто в предложении своих услуг или в постановке перед собой
определенной цели.
Документ 6.2. Гидромеханическая модель мотивации
Для того чтобы объяснить, как проявляются инстинктивные действия, Лоренц предложил
модель, которая показывает, каким образом биологические побуждения могли бы зависеть
одновременно от внутренних и внешних факторов.
Внутренние факторы должны быть связаны с количеством энергии, имеющейся в нервной
системе и используемой для определенных действий; они соответствуют совершенно определенным
Hosted by uCoz