Navigation bar
  Print document Start Previous page
 198 of 574 
Next page End  

В процессе эволюции животных и их мозга такие более или менее стереотипные реакции и
связанные с ними способы обработки информации постепенно все больше вытеснялись формами
поведения, приспособленными к каждой конкретной ситуации, — формами, которые должны быть
более гибкими, но часто также и более сложными. Именно это характерно для действий,
вырабатываемых путем научения,
которые могут формироваться сравнительно механически — путем
образования связей с рефлексами или специфическими ситуациями — или же на базе высших
процессов, для чего необходимо непрерывное объединение сигналов, поступающих из внешней среды,
с информацией о прошлом опыте.
Во всех этих процессах важнейшая роль принадлежит памяти.
Без нее было бы невозможным
сохранение опыта и закрепление вновь освоенных форм поведения. Кроме того, память служит основой
мышления процесса, характерного для высших животных, без которого не могли бы осуществляться
ни интеграция получаемых сведений о мире, ни программирование новых поведенческих реакций. Что
касается речи, свойственной только человеку, то она является одновременно продолжением и основой
мышления. Благодаря речи осуществляется быстрая передача информации от одного индивидуума
другому, позволяющая ускорить обработку сигналов от окружающей среды и все более гибко
формировать новые формы поведения.
И наконец, степень эффективности всех этих процессов и качество формируемых благодаря им
поведенческих реакций зависят от уровня интеллекта индивидуума и от того творческого потенциала,
который он смог у себя выработать.
В последующих главах мы попытаемся подробно разобраться во всех этих процессах, выделяя те
особенности, которые свойственны человеку и позволяют ему учиться, запоминать, мыслить, общаться
и таким образом адаптироваться к окружающей среде и осуществлять творческую деятельность.
Глава 7. Научение
Адаптация и научение
Жизнь любого организма — это прежде всего непрерывная адаптация к условиям столь же
непрерывно меняющейся среды.
Из предыдущих глав мы уже знаем, что существование живых организмов сводится к
постоянной выработке форм поведения, направленных на восстановление какого-то нарушенного
равновесия или на достижение определенных целей. Это универсальный закон, которому подчиняется
все существующее — от атома до Вселенной. Для Вселенной прийти в равновесие, т. е. перестать
расширяться, означало бы тепловую смерть. Для нас же — «частиц мироздания» — равновесие может
означать лишь биологическую смерть или по меньшей мере психическую смерть. Только такая судьба
может ожидать тех, кто перестанет приспосабливаться к окружающей среде.
У животных эта непрерывная адаптация осуществляется благодаря все более и более сложным
процессам — от рефлексов до мышления.
В первой главе мы уже убедились в том, что по мере продвижения вверх по ступеням иерархии
живых существ стереотипные, предопределенные или запрограммированные формы поведения (у
примитивных животных) постепенно уступают место более гибкому и пластичному поведению,
позволяющему организмам адаптироваться к тем разнообразным ситуациям, с которыми они ежедневно
сталкиваются.
Если рефлекторные и инстинктивные типы поведения не могут претерпевать значительных
изменений, то, напротив, приобретенные поведенческие реакции могут изменяться, иногда очень
существенно и притом необратимо. Эти изменения происходят в результате того опыта, который в то
или иное время приобретает индивидуум.
Именно необратимость или хотя бы стойкость изменений служит отличительной чертой
приобретенных форм поведения. Поведенческие реакции порой изменяются и при болезнях, утомлении
или сотрясении мозга. Однако изменения в этих случаях — в отличие от научения — бывают лишь
временными.
Виды научения
Hosted by uCoz