Navigation bar
  Print document Start Previous page
 199 of 574 
Next page End  

Научение может осуществляться на разных уровнях в зависимости от того, каков его нервный
механизм и насколько важны или сложны те структуры, которые в нем участвуют. Некоторые виды
научения могут происходить уже на уровне рецепторов или спинного мозга; для других же необходимо
участие подкорковых структур или даже миллиардов нервных цепей коры головного мозга.
Одни формы научения осуществляются автоматически и непроизвольно. Другие требуют такого
программирования, на которое может быть способен лишь развитый мозг высших млекопитающих и в
особенности человека.
Мы можем выделить три категории научения, различающиеся по степени участия в них
организма как целого. Речь идет соответственно о выработке 1) реактивного поведения, 2) оперантного
поведения и 3) такого поведения, которое требует участия мыслительных процессов в обработке
информации (когнитивное научение).
Когда создаются новые формы реактивного поведения, организм пассивно реагирует на какие-то
внешние факторы и в нервной системе как бы незаметно и более или менее непроизвольно возникают
изменения нейронных цепей и формируются новые следы памяти. К таким типам научения относятся
следующие (перечислены в порядке усложнения): привыкание (габитуация) и сенсибилизация,
импринтинг и условные рефлексы.
Оперантное поведение это действия, для выработки которых нужно, чтобы организм активно
«экспериментировал» с окружающей средой и таким образом устанавливал связи между различными
ситуациями. Такие формы поведения возникают при научении путем проб и ошибок,
методом
формирования реакций и путем наблюдения.
Во всех этих случаях организм изменяет поведение в результате взаимодействия со средой.
Именно от того, какие сигналы поступают извне, зависит, какая именно реакция организма будет
закрепляться. «Выбор» реакции при этом определяется тем, каковы ее последствия в отношении
удовлетворения потребностей или избегания нежелательной ситуации.
К третьей группе относятся формы поведения, обусловленные когнитивным научением.
Здесь
уже речь идет не просто об ассоциативной связи между какими-то двумя ситуациями или между
ситуацией и ответом организма, а об оценке данной ситуации с учетом прошлого опыта и возможных ее
последствий. В результате этой оценки принимается наиболее подходящее решение. К такому типу
научения можно отнести латентное научение,
выработку психомоторных навыков, инсайт и в
особенности научение путем рассуждений.
В последующих разделах мы рассмотрим каждый из этих типов научения с тем, чтобы
подробнее описать их и оценить их значение для поведения организма.
Научение реактивным формам поведения
Реактивное поведение можно определить как реакцию организма на тот или иной раздражитель
(или ситуацию-раздражитель) (Malcuit, Pomerlau, 1977). Именно поэтому мы можем отнести к этим
формам научения не только классическое обусловливание, но и такие более примитивные явления, как
привыкание и сенсибилизация.
Привыкание и сенсибилизация
Это чрезвычайно примитивные виды научения, при которых у организма вырабатывается
относительно устойчивая и постоянная реакция на повторные стимулы. Эти две зачаточные формы
научения проявляются в изменении степени активации организма данным стимулом: в случае
привыкания активация уменьшается, а в случае сенсибилизации увеличивается.
Как уже говорилось в главе 4, привыкание (габитуация) наступает, когда организм — в
результате изменений на уровне рецепторов или ретикулярной формации — «научается» игнорировать
какой-то повторный или постоянный раздражитель, «убедившись», что он не имеет особого значения
для той деятельности, которая в данный момент осуществляется. В отличие от этого при утомлении
снижается внимание ко всем действующим раздражителям.
Сенсибилизация это процесс, противоположный привыканию. При сенсибилизации
повторение стимула ведет к более сильной активации организма, и последний становится все более и
более чувствительным к данному стимулу; в результате раздражитель, не вызывавший при однократном
Hosted by uCoz