Navigation bar
  Print document Start Previous page
 201 of 574 
Next page End  

Достаточно быстро было доказано, что при формировании таких рефлексов действительно
происходит образование условной связи с безусловным раздражителем. Павлов показал, что достаточно
было прекратить предъявление безусловного стимула, чтобы и условный сигнал быстро переставал
действовать. Например, если после подачи звукового сигнала животному не выдавалась пища, то этот
сигнал вскоре уже не вызывал слюноотделения. Далее мы еще вернемся к этому феномену угасания,
характерному для большинства видов научения путем обусловливания.
С физиологической точки зрения обусловливание можно объяснить тем, что к уже
существующей прямой связи между специфическим сенсорным сигналом и безусловным рефлексом как
бы пристраивается новый сигнал. В результате этот новый сигнал приобретает возможность сам по себе
вызывать тот же рефлекс.
Итак, мы уже знаем, что звонок, подаваемый одновременно с пищей, может в дальнейшем сам по
себе вызывать слюноотделение. Точно так же можно добиться того, чтобы электрический удар,
наносимый одновременно с сильным звуком, вызывал моргание или, наоборот, чтобы сильный звук в
сочетании с ударом тока приводил к отдергиванию конечности, и т. п.
По мнению Павлова, таким ассоциативным обусловливанием можно объяснить большинство
приобретенных форм поведения. Такой же точки зрения придерживался и бихевиорист Уотсон,
который через несколько лет после Павлова показал, как могли бы развиваться некоторые
эмоциональные реакции, не включенные от рождения в естественный репертуар индивидуума (см.
документ 7.1).
Научение в результате оперантного обусловливания
Как мы видели, реактивные формы поведения возникают в результате таких событий, при
которых организм в основном пассивно испытывает внешние воздействия на какие-то его врожденные
структуры.
Между тем для животных организмов особенно характерна активность: в любое время организм
должен взаимодействовать со средой, стремясь удовлетворять свои потребности или избегать опасных
ситуаций. Поэтому обстоятельства, в которые попадает организм и к которым он вынужден
приспосабливаться, выбирая те или иные действия, способствуют формированию многих новых форм
поведения.
Бихевиористы назвали такие формы поведения оперантными (от лат. operatio —
действие),
поскольку в этом случае все начинается с действия, совершаемого над окружающей средой; оно
вызывает какие-то последствия, от которых и зависит, будет ли организм повторять это действие или,
наоборот, избегать его. Таким образом, выработка подобных форм поведения осуществляется в
результате закрепления тех действий, последствия которых для организма желательны, и отказа от
действий, приводящих к нежелательным последствиям.
К оперантному научению можно отнести три разновидности: научение методом проб и ошибок,
путем формирования реакции и путем наблюдения.
Научение методом проб и ошибок
При научении методом проб и ошибок индивидуум, встретившись с каким-либо препятствием,
совершает попытки преодолеть его и при этом, постепенно отказываясь от неэффективных действий,
находит в конце концов решение задачи.
Такой тип научения был открыт Торндайком (Thorndike, 1890) — одним из первых ученых,
заинтересовавшихся процессами научения (рис. 7.2). В своих опытах Торндайк использовал так
называемые проблемные клетки, в которые он помещал голодных кошек (рис. 7.3). Некоторые клетки
открывались в том случае, если животное тянуло за веревку, а в других нужно было приподнять
запорный крючок. Торндайк подсчитывал, сколько попыток и сколько времени требовалось кошке для
того, чтобы решить стоящую перед ней задачу — выйти из клетки и получить пищу, помещенную
снаружи.
Hosted by uCoz