Navigation bar
  Print document Start Previous page
 205 of 574 
Next page End  

для организма). Однако условности и общепринятые правила, особенно в науке, довольно живучи, и
поэтому многие студенты еще долго будут недоумевать по поводу того, почему организм может столь
активно стремиться к отрицательному подкреплению.]
Часто смешивают отрицательное подкрепление с наказанием. Однако, как мы уже знаем,
подкрепление всегда увеличивает вероятность повторения данной поведенческой реакции, а наказание,
наоборот, приводит к исчезновению такой реакции, которая сочтена нежелательной. Значит, в отличие
от подкрепления при наказании стремятся либо подать аверсивный раздражитель (например, нанести
животному удар током или отшлепать ребенка), либо лишить вознаграждения (вкусной еды или ласки)
каждый раз, когда проявляется такая форма поведения, которую нужно устранить.
Скиннер и многие психологи принципиально отрицают наказание как средство воспитания,
предпочитая в основном использование положительных подкрепляющих факторов, которые
способствуют выработке у ребенка социально адекватного поведения, а не подавлению социально
неадекватного. По их мнению, нежелательные формы поведения легко могли бы исчезнуть, если бы те,
кому доверен процесс воспитания, осуществляли его правильно и не были вынуждены наказывать за то,
что они сами вначале непроизвольно поощряли.
Кроме того, бихевиористы различают первичное и вторичное подкрепление. Первичное
подкрепление — это удовлетворение физиологических потребностей, таких как голод, жажда, сон и т. п.
Что касается вторичного подкрепления,
то здесь речь идет об удовлетворении, как-то связанном с
другими подкрепляющими факторами (первичными или вторичными). Когда мы получаем гонорар или
диплом за выполненную работу, когда ребенка награждают игрушкой или военного — орденом [*],
когда человек получает престижную должность — во всех этих случаях действует вторичное
подкрепление, удовлетворение социальных потребностей, повышающее самоуважение у лиц, у которых
оно высоко развито или, наоборот, поколеблено.
[Такое подкрепление широко практиковалось Наполеоном
основателем ордена Почетного
легиона и ярко выраженным лидером. Его приемы поощрения вошли в историю: всем известно, что он
мог потрепать за ухо гвардейца, который, возможно, вскоре будет убит в сражении, или присвоить
дворянский титул первому подвернувшемуся вояке в награду за какие-то услуги.]
Угасание, дифференцировка и генерализация
Мы уже видели, что как при реактивном, так и при оперантном научении приобретенная реакция
сохраняется лишь до тех пор, пока ее поддерживают безусловным раздражителем (в первом случае) или
специальным подкреплением (во втором случае). Если же эти подкрепляющие факторы перестают
действовать, то выработанное на их основе поведение быстро угасает и после нескольких попыток
прекращается вовсе. Например, если сразу после звонка не следует подача пищи, у собаки вскоре
перестает в ответ на этот стимул выделяться слюна. Точно так же, если в семье новорожденного
ребенка вдруг перестанут интересоваться звуками, которые он произносит, его словарный запас, скорее
всего, не будет развиваться быстро и адекватным образом. Все это проявления процесса угасания.
Важно отметить, что речь здесь идет именно об угасании, а не об исчезновении или «стирании
следов». Дело в том, что если снова начать предъявлять безусловный раздражитель или подкрепляющий
фактор, то исчезнувшее было поведение почти сразу же восстанавливается.
С угасанием тесно связана так называемая дифференцировка.
При дифференцировке те
поведенческие реакции, которые перестают сопровождаться безусловным раздражителем или
подкреплением, исчезают, и сохраняются лишь такие реакции, при которых эти факторы продолжают
действовать. Например, если внезапно прекратить подачу пищи после звука колокольчика, но
продолжать давать ее в сочетании со звуком зуммера, то слюноотделение на первый из этих звуковых
раздражителей прекратится, а на второй сохранится. Точно так же и наш младенец в приведенном выше
примере постепенно перестанет издавать неподкрепляемые звуки, и будет повторять лишь те, за
которыми следует социальное поощрение.
Важнейшую роль в научении путем выработки условных связей играет процесс генерализации
[*]. Именно благодаря этому явлению вновь образованная связь распространяется на все то, что похоже
на безусловный раздражитель или на ситуацию, в которой происходило подкрепление. Например, в
опытах Уотсона и Рейнер у маленького Альберта (см. документ 7.1) быстро выработался страх перед
всеми белыми пушистыми предметами — от бороды деда Мороза до мехового воротника на пальто
матери. Все мы знаем, как быстро наступает генерализация у плаксивых детей — сначала они хнычут,
требуя конфету, а потом
уже всегда, как только им чего-нибудь захочется, будь то игрушка в
Hosted by uCoz