Navigation bar
  Print document Start Previous page
 208 of 574 
Next page End  

Рис. 7.7. Альберт Бандура, американский психолог, один из наиболее известных современных
бихевиористов. В своих исследованиях он пытается проверить теорию «научения путем наблюдения»,
которую называют также теорией социального научения.
Рис. 7.8. Научение путем наблюдения. Понаблюдав за моделью-человеком, «избивающим»
резиновую куклу (вверху),
маленький мальчик (в середине)
или девочка (внизу)
в соответствующей
ситуации воспроизводят это поведение.
Здесь уместно напомнить, что сторонники теории социального обучения все же признают
большую роль телевидения и героев телефильмов в развитии агрессивных наклонностей у молодежи
(см. досье 6.1).
Поскольку субъект в данном случае наблюдает за поведением модели и оценивает последствия, к
которым оно приводит для самой модели, здесь должны участвовать когнитивные процессы, так что
этот вид научения можно было бы отнести к следующей, третьей группе. Однако он встречается лишь в
особых ситуациях, и его часто только с большим трудом можно обнаружить в нашей повседневной
жизни. В самом деле, имеется мало свидетельств в пользу того, что подражание, наблюдаемое в
искусственных лабораторных условиях или в каких-то специфических жизненных ситуациях, будет
повторяться во всех случаях при сходных обстоятельствах.
Как отмечал сам Бандура (Bandura, 1977), модель «учит» какому-то поведению, однако
использование результатов такого обучения в большой мере зависит от уровня эмоциональной
активации субъекта в данный момент и от ее оценки ситуации. Иными словами, при викарном научении
в мозгу создаются какие-то связи, но только когнитивные процессы — процессы анализа конкретных
обстоятельств — будут в дальнейшем определять, станет ли человек в том или ином случае прибегать к
этим связям. Поэтому мы и отнесли такое научение к выработке оперантных форм поведения: при
викарном научении просто воспроизводится то или иное поведение в зависимости от его последствий,
но не происходит, как при истинно когнитивных формах научения, переработки информации с целью
формирования новой поведенческой программы.
Hosted by uCoz