Navigation bar
  Print document Start Previous page
 212 of 574 
Next page End  

для осознания реальности и особенно как фактор, способствующий активации организма.
Тем не менее совершенно ясно, что становление восприятия — это не что иное, как самое
настоящее научение. Хебб (Hebb, 1974) определил перцептивное научение как «долговременное
изменение восприятия какого-либо объекта или события в результате предшествующих восприятий
этого же объекта или связанных с ним вещей». Восприятие у новорожденного ребенка или детеныша
определяется такими примитивными формами научения, как сенсибилизация или классическое
обусловливание; по-видимому, именно так грудной ребенок научается узнавать лицо матери. Однако по
мере накопления опыта и новой информации ребенок, по мнению Грегори (см. гл. 5), постепенно
начинает выдвигать гипотезы на основании того, что он уже знает; при этом он пытается определить,
какая из этих гипотез позволяет с наибольшей достоверностью отнести воспринимаемое к той или иной
категории. В этом смысле любая форма восприятия предполагает какого-то рода рассуждение, и
поэтому мы можем рассматривать перцептивное научение как когнитивное.
Концептуальное научение
Формирование понятий — это процесс, при котором индивидуум, исходя из переработанных им
восприятий, выделяет сходство между предметами, живыми существами, ситуациями или идеями и
объединяет их в какие-то абстрактные категории.
Такие понятия, как «собака», «дерево», «несчастный случай» или «справедливость», — это
категории, которые позволяют упорядочивать наш опыт и восприятие мира, объединяя множество
явлений одной мыслью. Тем самым понятия дают нам возможность группировать получаемую нами
информацию о качествах и родстве столь разных предметов или явлений, как, например, немецкая
овчарка и чихуахуа, пальма и дуб, лобовое столкновение двух автомобилей и падение с лестницы, у
которой сломалась ступенька, или честный раздел конфет между братьями и сестрами и приговор к
пожизненному заключению за убийство. Как подчеркивает Мунн (Munn, 1966), здесь имеет место
научение, в котором участвуют два процесса: абстрагирование и обобщение.
При абстрагировании мы находим черты общности или сходства между двумя явлениями или
событиями и определяем эту общую черту одним словом — понятием.
При обобщении мы подводим под это понятие все новые предметы или события, имеющие черты
сходства или какое-то общее свойство с предметами и явлениями, послужившее для выработки данного
понятия.
Механизмы, лежащие в основе этих проявлений мысли, будут более подробно рассмотрены в
следующей главе, где мы перейдем к изучению мышления.
Научение и созревание
Уже около полувека назад было установлено, что никакое научение не может быть
эффективным, если организм не достиг определенного уровня развития
— как в плане формирования
опорно-двигательного аппарата, так и в отношении организации нервных структур и сенсомоторных
связей.
Такое развитие происходит в процессе созревания,
запрограммированного у каждого
представителя данного вида в генах. Все особи каждого вида, пройдя ряд сходных последовательных
этапов, достигают стадии зрелости,
причем эта стадия различна для каждого отдельного органа или
отдельной функции организма.
С процессом созревания тесно связаны так называемые критические периоды, во время которых
организм наиболее «чувствителен» к воздействиям окружающей среды и легче всего воспринимает их,
формируя свой индивидуальный опыт. Поэтому именно в такие периоды научение наиболее
эффективно: до критического периода любая тренировка мало что дает, а после него соответствующий
орган или функция уже постепенно утрачивают пластичность, и чем больше времени прошло после
критического периода, тем более затруднительным становится научение.
В документе 7.4 мы еще раз коротко рассмотрим различные виды научения, о которых здесь шла
речь, и укажем, какой именно период является для каждого из них критическим.
Научение и его результаты
Hosted by uCoz