Navigation bar
  Print document Start Previous page
 215 of 574 
Next page End  

потерей опоры. Возник вопрос: что произойдет в том случае, если сформируется связь между
нейтральным раздражителем и одним из таких стимулов? Уотсон и Рейнер провели опыты на
шестимесячном младенце по имени Альберт. Как и все дети, он совершенно не боялся пушистых
зверьков. Напротив, когда ему показывали белую лабораторную крысу, он был просто в восторге. Тогда
исследователи начали сочетать предъявление крысы с резким звуком, что вызывало у ребенка плач и
крики (в те времена проблемы этики никого особенно не волновали). Как и ожидалось, после
нескольких опытов уже сам вид крысы стал вызывать у малыша плач. Иными словами, был
сформирован условный рефлекс страха (рис. 7.13). Если вы хорошо поняли все сказанное выше, то вы,
конечно, сможете сразу определить, какой раздражитель в этих опытах был условным (как вы уже
знаете, подобные раздражители начинают вызывать то или иное поведение при условии, что они
сочетаются с безусловными).
Рис. 7.13. Уотсон выработал у малыша по имени Альберт страх перед крысой, сочетая
предъявление этого животного с громким звуком (вверху). Этот «условный страх» в результате
генерализации вскоре распространился на все предметы с белым мехом, включая Деда Мороза (внизу).
Документ 7.2. Законы обусловливания
Реактивные и оперантные формы поведения подчиняются определенным закономерностям,
характерным для тех и других. В общем случае обусловливание подчиняется закону ассоциации между
двумя стимулами или между поведением и его результатом.
Закон эффекта применим главным образом к научению методом проб и ошибок, а также к
оперантному обусловливанию. Однако в последнем случае предпочитают говорить о принципе
подкрепления, так как он носит более объективный характер.
Закон ассоциации (или сочетания). Если на нервную систему воздействуют одновременно два
раздражителя, то весьма вероятно, что между ними в нервных структурах установится связь. В случае
классического обусловливания один из раздражителей вызывает рефлекс естественным образом, и тогда
при сочетании с ним второй, казалось бы не имеющий к данному рефлексу никакого отношения, тоже
может приобрести способность вызывать его.
Закон эффекта (по Торндайку). Из всех возможных реакций индивидуума в той или иной
ситуации при повторении сходной ситуации более вероятны будут те из них, которые ранее приводили
к желательному для индивидуума результату.
Говоря более строго, связь между действием и его результатом будет для индивидуума тем
сильнее, чем большее удовлетворение будет доставлять этот результат. И напротив, связь будет
ослабевать, если результат окажется нежелательным или безразличным.
Принцип подкрепления (по Скиннеру). В
законе эффекта используются такие необъективные
понятия, как удовлетворение и неудовлетворение. Необихевиористы предпочитают говорить о принципе
подкрепления. Этот принцип опирается исключительно на тот факт, что то или иное поведение чаще
повторяется, если приводит к определенным последствиям — к ситуации, играющей роль
подкрепления. Таким образом, можно сказать, что подкрепление — это событие, которое повышает
вероятность повторения какой-то поведенческой реакции в будущем.
Hosted by uCoz