Navigation bar
  Print document Start Previous page
 218 of 574 
Next page End  

представление о постоянстве объектов.
Рис. 7.15. «С глаз долой — из сердца вон». Эту поговорку, согласно Пиаже, можно применить по
отношению к ребенку в возрасте до 5 месяцев; он моментально забывает о предмете, который от него
отгораживают.
Первые разумные (в собственном смысле слова) действия ребенка, как утверждает Пиаже,
заключаются в том, что дети в возрасте полутора-двух лет начинают изобретать новые способы
манипулирования предметами. В качестве примера он приводит ребенка, который сначала безуспешно
пытался затолкать в спичечную коробку довольно тяжелую цепочку, причем начинал то с одного, то с
другого конца; затем он вдруг прекратил свои попытки, посмотрел на цепочку и коробку, после чего
сразу собрал цепочку в комок и без труда уложил в коробочку. Таким образом, здесь произошло первое
интериоризованное научение — очевидно, путем инсайта, увенчавшее ряд подготовительных этапов,
сменявших друг друга на протяжении первых двух лет жизни. В главе 10 мы еще вернемся к
особенности этой стадии развития сенсомоторной сферы.
Что касается обучения языку, то к концу первого года жизни ребенок может уже не только
различать звуки родного языка, но и произносить первые слова, с помощью которых он пытается
выразить законченные мысли. Критический период для освоения родного языка соответствует возрасту
от полутора до трех лет. Критический же период для обучения иностранным языкам (если, разумеется,
родной язык усвоен) продолжается от трех до пяти-шести лет. В дальнейшем мозг постепенно теряет
пластичность, и все те языковые познания, которые приобретаются позже, выглядят скорее
мозаичными, чем интегрированными.
Наконец, рассуждения (опять-таки по мнению Пиаже) становятся возможными лишь к 12 годам:
только тогда человек начинает приобретать способность подходить к проблемам абстрактно,
систематически проверяя гипотезы и выводы, которые из них следуют (см. документ 8.6).
Резюме
1. В отличие от рефлексов и инстинктивных форм поведения, мало подверженных изменению,
приобретенные формы поведения могут порой существенно и надолго изменяться.
2. Можно различить три основных типа научения:
выработку реактивных форм поведения,
выработку оперантного поведения и когнитивное научение.
3. Выработка реактивных форм поведения сводится к тому, что мозг пассивно воспринимает
Hosted by uCoz