Navigation bar
  Print document Start Previous page
 231 of 574 
Next page End  

смысл примеров — как в лекциях, так и в учебниках. Однако такого рода углубление не может
сравниться с тем, когда студент самостоятельно работает над предметом, устанавливает связи между
различными его аспектами или пытается проиллюстрировать какие-то закономерности и принципы с
помощью фактов из повседневной жизни.
Мнемотехнические приемы, которые описаны в документе 8.3, представляют собой род
«гимнастики для ума», позволяющей запоминать списки предметов или тезисы предстоящей речи.
Однако не существует никаких «трюков» для выработки хорошей памяти. Лучший способ
усовершенствовать ее
это научиться должным образом организовывать информацию в момент
запоминания.
Что же касается обучения, то тут по крайней мере одно совершенно ясно: зазубривание перед
самым экзаменом — вещь сравнительно бесполезная с точки зрения приобретения знаний. Очень
многие студенты садятся за учебники только в сессию и исключительно для того, чтобы получить
хорошую оценку. Подобный подход, которому сильно способствует традиционная система обучения,
чрезвычайно вреден для накопления и систематизации знаний. Только такая организация учебного
процесса, при которой материал для запоминания преподносится в различных контекстах и на разных
уровнях проработки, может обеспечить прочное закрепление знаний и быстрое извлечение их из
долговременной памяти.
Процессы, связанные с памятью
Сохранение в памяти какой-то информации включает три процесса. Первый из них — это
кодирование, в ходе которого выделяется та информация, которая будет храниться. Второй — это
собственно хранение информации и ее связывание с той, которая уже есть в памяти. И наконец, третий
этап — это извлечение (воспроизведение) хранящейся информации; без него мы никогда не могли бы
знать, что именно мы действительно запомнили.
Кодирование
Процесс кодирования начинается уже на стадии сенсорной памяти, когда распознаются
физические характеристики стимула. Далее он несколько углубляется во время передачи информации в
кратковременную память, так как здесь происходит первая перегруппировка разных элементов
запоминаемого. Однако основной процесс кодирования происходит на стадии долговременной памяти,
так как именно здесь осуществляются анализ и идентификация различных характеристик информации.
Хранение (архивизация)
Архивизация — это накопление материала в памяти. В зависимости от того, вовлекается ли при
этом эпизодическая или семантическая память, архивизация происходит по-разному. Это важное
подразделение двух форм памяти ввел Тульвинг (Tulving, 1972).
В эпизодической памяти хранится вся информация о различных событиях нашей жизни. По сути
своей эта память автобиографична.
Что касается семантической памяти, то она включает все те
структуры, которые свойственны данной культуре и позволяют познавать мир. Кроме того, в
семантической памяти хранятся правила, лежащие в основе языка и различных умственных операций.
Таким образом, семантическая память служит своего рода каркасом для событии текущей жизни,
которые хранятся в эпизодической памяти. Так, благодаря семантической памяти мы знаем, что такое
экзамен, друг, отрочество или справедливость вообще,
как понятия, но когда мы имеем дело с
конкретными проявлениями этих понятий в нашей жизни, это отображается уже в эпизодической
памяти (Ehrlich, Tulving, 1976).
Несмотря на различие этих двух функций памяти, они дополняют друг друга и в различной
степени обе определяют, как будет организована информация для хранения в памяти.
Как мы уже отмечали, для долговременного хранения, как в архиве, требуется такая организация,
которая позволяла бы не только классифицировать, но и быстро извлекать информацию. Можно
выделить несколько способов «укладки» информации в памяти; они зависят от сложности и других
особенностей запоминаемого материала.
Прежде всего существуют такие формы организации памяти, которые определяются чисто
внешними причинами — самой сущностью того, что следует запомнить. Во-первых, возможна
Hosted by uCoz