Navigation bar
  Print document Start Previous page
 233 of 574 
Next page End  

материал в памяти. Действительно, информация всегда воспроизводится на основе той структуры, в
составе которой она запоминалась. Идет ли речь о том, чтобы назвать пятый месяц года, вспомнить, кто
такой Фрейд или что такое теория относительности, — в каждом из этих случаев приходится
обращаться к тому контексту, в который «встроен» извлекаемый из памяти элемент. Так, в первом
случае, очевидно, потребуется пересчитать все месяцы, начиная с января (или, наоборот, в обратном
порядке — с июня, если мы знаем, что это шестой месяц); во втором случае надо будет вспомнить эпоху
и родину ученого и ту область, в которой он работал, а в третьем — вспомнить особенности именно той
из множества теорий, о которой требуется рассказать.
На все это, разумеется, наслаивается содержимое эпизодической памяти, в которой хранятся те
события, что происходили в момент кодирования искомых элементов, или те воспоминания о прошлом,
которые в то время возникали.
Именно потому, что в извлечении информации из памяти столь важную роль играет контекст,
нам всегда легче узнать какой-то элемент среди других, предъявляемых вместе с ним, чем вспомнить
что-то без каких-либо опорных точек или объектов для сравнения. Это касается людей всех возрастов,
но в наибольшей степени — пожилых. Видимое ослабление памяти (особенно кратковременной) у
стариков, которые часто видят в этом начало «склероза», нередко бывает связано не с нарушением
самой памяти, а с уменьшением способности извлекать из нее информацию (Hultsch, 1971). Очевидным
подтверждением этого служит тот факт, что способность к узнаванию практически не изменяется.
Все эти соображения — одна из причин того, что именно узнавание, а не вспоминание считают
более чувствительным показателем фактического объема усвоенного материала. Поэтому с
педагогической точки зрения тесты на выбор правильных ответов вернее отражают уровень знаний, чем
прямые вопросы, при которых подчас можно отделаться простым повторением заученных слов из
лекции или учебника.
Забывание
Как уже отмечалось, нельзя говорить о памяти, не касаясь при этом забывания и его причин.
Забывание может быть связано с различными факторами. К ним относится, например, возраст, в
котором запоминается то или иное событие, неиспользование усвоенного материала или, наконец,
характер этого материала. Важную роль играет также интерференция,
когда сохранению в памяти
какой-то информации мешают предшествующие или последующие события. Забывание может быть
связано и с некоторыми бессознательными мотивациями. Наконец, целые «блоки памяти» стираются
порой в результате дегенеративных процессов в нервной системе или мозговых травм, приводящих к
утрате функции некоторых тканей (см. документ 8.4).
Факторы, влияющие на забывание
Возраст. Как мы уже знаем, пожилые люди, по-видимому, склонны забывать о недавних
событиях или о том, что им предстоит сделать. Это обусловлено главным образом тем, что им трудно
организовать информацию, которую им надо будет вспомнить. Особенно явным это становится тогда,
когда они впервые сталкиваются с какими-то новыми навыками, новыми обстоятельствами или
непривычными действиями. Поэтому им требуется время на то, чтобы освоить новое, и очень важно,
чтобы это время им предоставлялось. Большую помощь им могут оказать памятки или
мнемотехнические приемы, позволяющие рационально организовать жизнь.
Забывание происходит также и в ранние годы. Действительно, лишь немногие из нас могут
вспомнить события, происшедшие в возрасте до трех лет. По-видимому, это не связано просто с
давностью подобных событий. Двух- или трехлетнему ребенку воспоминания не свойственны. Он не
помнит свои сны и не придает практически никакого значения таким словам, как «вчера» или «завтра».
Это может быть обусловлено, в частности, тем, что в этом возрасте словарный запас ребенка весьма
ограничен, а опыт невелик; однако главная причина — то, что ребенок еще не выделяет себя как
личность и у него нет достаточно четко очерченного «Я», которое позволило бы ему воспринимать
собственные действия по отношению к другим людям.
В то же время такая точка зрения может быть и спорной: по-видимому, при особых состояниях
сознания (под действием определенных препаратов или под гипнозом) человек может вспомнить и о
таких ранних событиях, о которых он в обычном состоянии никогда не вспоминает.
Как бы то ни было, исследования показали, что в возрасте от 5 до 11 лет кратковременная память
Hosted by uCoz