Navigation bar
  Print document Start Previous page
 236 of 574 
Next page End  

Рис. 8.4. Функциональная ригидность часто мешает найти нетрадиционное решение какой-либо
обыденной задачи.
Мышление
Процессы мышления
Мы остановимся здесь на двух проявлениях мышления, играющих важную роль в наших
каждодневных попытках адаптироваться к реальной жизни. Речь идет о формировании понятий и о
решении проблем, опирающемся на этот процесс.
Формирование и усвоение понятий
Из предыдущей главы мы уже знаем, что понятие — это символическое обобщенное
представление предметов, людей или событий, имеющих по меньшей мере одну общую черту, которая
проявляется независимо от каких-то частных ситуаций.
По мнению Брунера (Bruner, 1956), необходимо прежде всего различать формирование понятий
и их усвоение. Формирование понятий — это просто отличение «того, что похоже» от «того, что
непохоже». Так, немецкая овчарка ближе к таксе, чем сиамская кошка. Что касается усвоения понятий,
то это процесс, в результате которого субъект научается узнавать признаки, присущие каждому из них.
Таким образом, это нечто более сложное. В только что приведенном примере усвоение понятий состоит
в том, что человек задает себе вопрос: какие черты сходства есть у собак, но не у кошек? Или что есть
общего у собак и кошек по сравнению с коровами и жирафами? Или, наконец, какими общими
особенностями все эти животные отличаются от кенгуру?
Брунер различает простые понятия («квадратный», «синий» и т. п.), характеризующиеся лишь
одним общим свойством, и сложные понятия,
в определения которых входят несколько свойств.
Сложные в свою очередь делятся на три разновидности:
1. Конъюнктивные понятия,
определяемые по меньшей мере двумя признаками. Например,
понятие «стол» должно включать наличие не только ножек, но и горизонтальной поверхности, на
которую кладут предметы. Только в этом случае стол можно будет отличить от кресла или шкафа.
2. Дизъюнктивные понятия,
определяемые либо одним, либо другим признаком, либо обоими
одновременно. Так, понятие «справедливость» можно определить как «наказание виновных» или
«помощь неимущим», а также и как «взыскание с наиболее обеспеченных с целью помощи неимущим».
3. Соотносительные понятия,
включающие все связи или отношения, которые существуют
между какими-то элементами некоторой совокупности. Например, для того чтобы объект был включен
в некую категорию, он должен быть больше, чем ... или меньше, чем ... или тяжелее, чем что-то другое.
В нашей повседневной жизни реже всего используются дизъюнктивные понятия. Возможно, это
связано с тем, что их труднее усвоить.
Усвоение понятий происходит постепенно за годы детства. Известно, однако, что вопреки
бытующему мнению мышление детей развивается не в направлении от простых понятий к обобщенным
(родовым), или. наоборот, от глобальных категорий к частным (видовым): чаще всего оно идет от
некоего среднего уровня обобщенности в двух направлениях — к более узким и к более глобальным
Hosted by uCoz