Navigation bar
  Print document Start Previous page
 240 of 574 
Next page End  

но и регулятором поведения (поскольку слово может инициировать или подавлять то или иное
действие; Лурия, 1961), служит для ребенка важной опорой в окружающем мире (Выготский, 1962,
1978).
Концепция Пиаже. Это более динамичная концепция развития мышления, основанная на
взаимодействии между организмом и окружающей средой. С точки зрения Пиаже, развитие
когнитивных процессов представляет собой результат постоянных попыток индивидуума
адаптироваться к изменениям окружающей среды, выводящим его из равновесия, и тем самым
компенсировать эти изменения (см. гл. 2). Таким образом, внешние воздействия заставляют организм
либо видоизменять существующие структуры активности, если они уже не удовлетворяют требованиям
адаптации, либо, если это понадобится, вырабатывать новые структуры.
По Пиаже, эти структуры, или схемы,
организуются путем усовершенствования или
преобразования. Именно такая организация позволяет все более и более уверенно ориентироваться в
реальной жизни и все правильнее представлять себе лежащие в ее основе процессы и закономерности.
Среди схем, имеющихся уже у новорожденного ребенка, важную роль играют рефлексы,
которые позволяют целесообразно действовать в некоторых ситуациях. Однако их довольно скоро
оказывается недостаточно, и тогда организм вынужден изменять их и формировать более сложные
структуры. Например, хватательный и сосательный рефлексы комбинируются, и в результате грудной
младенец научается тащить предметы в рот. В свою очередь эта новая схема в сочетании со зрительным
контролем дает ребенку возможность самому орудовать с соской, а затем перейти к новому типу
кормления, а именно с ложечки. Так на каждом этапе на базе старых структур развиваются и
организуются новые и совершается своего рода развитие по спирали, позволяющее все лучше и лучше
адаптироваться к окружающей среде.
Таким образом, по Пиаже, приспособление осуществляется с помощью двух механизмов:
1) ассимиляции,
при которой индивидуум пытается приспособить новую ситуацию к
существующим структурам, и
2) аккомодации,
при которой, напротив, старые схемы модифицируются с целью их
приспособления к новой ситуации.
Так, если ребенок будет пытаться сосать ложечку (ассимиляция), то вскоре он убедится в том,
что такое поведение неэффективно, и он будет вынужден видоизменить свою схему (аккомодация) и
таким образом модифицировать движения губ и языка, чтобы забирать с ложечки пищу (рис. 8.6).
Благодаря этим двум одинаково необходимым механизмам репертуар индивидуума обогащается, так
как существующие структуры (схемы) максимально используются и в то же время увеличивается число
этих структур.
Рис. 8.6. Когда ребенка впервые кормят с ложечки, ему приходится научиться так
приспосабливать движения рта и языка, чтобы адаптироваться к этой новой процедуре.
Это касается, разумеется, всех видов человеческой деятельности, и особенно усвоения понятий:
благодаря ассимиляции эти понятия обогащаются, а благодаря аккомодации возрастает их число.
Пиаже выделяет, кроме того, три главные стадии развития познавательных процессов. Мы
подробнее вернемся к ним в главе 10, когда будем рассматривать развитие. Здесь же нам достаточно
лишь знать, что для первой, или сенсомоторной,
стадии характерны главным образом становление и
развитие чувствительных и двигательных структур. На этой стадии, соответствующей первым двум
годам жизни, ребенок в основном смотрит, слушает, трогает, нюхает, пробует на вкус, манипулирует,
рвет какие-то предметы; при этом он максимально использует каждую из этих возможностей и
приумножает их, соприкасаясь с изменяющейся средой. К концу этой стадии — примерно к двум годам
— ребенок усваивает уже достаточно элементов, чтобы приступить к символической деятельности.
Именно символическая деятельность преобладает на стадии конкретных операций,
соответствующей возрасту от 2 до 11 или 12 лет [*]. На протяжении этой стадии символическое
мышление развивается с помощью жестов (приветствие рукой и т. п.), понятий и языка. Слова все
больше начинают означать конкретные предметы, а действия постепенно интериоризуются. Так
развивается мышление. Вначале это мышление носит лишь субъективный характер: оно сосредоточено
на том, что ребенок видит или знает, а не на действительности самой по себе. Таким образом,
мышление ребенка на этой стадии эгоцентрично (см. документы 2.11 и 10.2), однако оно позволяет ему
манипулировать предметами и все в большей степени приобретать способность к их сравнению,
классификации, упорядоченному расположению, т. е. осуществлению над ними конкретных действий.
Hosted by uCoz