Navigation bar
  Print document Start Previous page
 241 of 574 
Next page End  

Так ребенок постепенно научается смотреть на вещи с разных точек зрения и становится все более
объективным. Однако такой способ мышления все еще не позволяет производить чисто умственные
действия путем мысленного ассоциирования понятий. Такая умственная деятельность, характерная для
рассуждения, появляется лишь на следующей стадии вместе с развитием абстрактного мышления.
[Это лишь приблизительные цифры; для Пиаже всегда был важен порядок следования стадий, а
не конкретная хронология.]
К концу предыдущей стадии ребенок приобретает все большую способность объективно
истолковывать конкретную действительность. Эта способность еще больше повышается на стадии
формальных операций.
Здесь в мышлении все возрастающую роль начинают играть гипотезы и
дедуктивные заключения. Само собой разумеется, что именно на этой стадии в полной мере развивается
понятийное мышление, позволяющее подростку представлять себе настолько далекие от конкретного
опыта числа, как миллиард, факты из далекого прошлого или усваивать сложные классификации,
которые встречаются в биологии и других науках (см. документ 8.6).
Согласно Пиаже, эта стадия достигает полного развития к 14-15 годам. Однако после работ
Пиаже во многих исследованиях было показано, что только часть людей (по оценкам 25-50%)
действительно могут мыслить абстрактно. По-видимому, развитие формальною мышления зависит не
только от уровня образования человека, но также от его жизненного опыта, мотиваций и интересов. Так,
разница между хозяйкой, планирующей семейный бюджет, механиком, определяющим характер
поломки в двигателе по тем признакам, о которых ему рассказывают, и математиком, решающим
уравнение, вероятно, заключается лишь в чисто количественном уровне и в специализации, и ее
практически невозможно выявить тестами на «формальное мышление».
Мышление и речь
Преимущество человека перед другими животными состоит прежде всего в его чрезвычайно
высокой способности к мышлению. Однако эта способность, так же как и лежащие в ее основе
восприятие и память были бы значительно слабее, если бы у человека одновременно с этими
процессами не выработалось орудие, служащее их продолжением и дополнением, — речь.
С точки зрения Брунера (см. выше), речь — это необходимое условие развития мысли. Еще до
него Выготский (1934) подчеркивал, что развитие мышления в значительной степени определяется
«речевыми орудиями ума». Пиаже, напротив, полагает, что речь — это всего лишь одна из
символических активностей, формирующаяся в общем русле развития познавательных способностей
ребенка и дающая ему возможность «документировать» достигнутые успехи.
Как бы то ни было, совершенно очевидно, что речь — это действительно важное средство, к
которому мы прибегаем, когда нам нужно разумно аргументировать свое отношение к разным
жизненным проблемам. Однако надо сказать, что это лишь второстепенная функция речи. Только
немногие люди (и, может быть, это к лучшему) занимаются одним тем, что логически мыслят, а с
помощью речи лишь выдают результат своих размышлений. Для большинства же речь — в основном
способ передавать информацию, размышлять над жизненными явлениями и внутренними состояниями
или просто получать удовольствие от разговора.
Таким образом, речь — это средство общения, необходимое прежде всего для вовлечения
субъекта в социальную среду. Именно благодаря речи формируются первые связи между матерью и
ребенком, устанавливаются основы социального поведения в группе детей, и, наконец, именно через
речь и язык культурные традиции в значительной степени влияют на наш образ мыслей и действий.
Речь
Общение и язык
У большинства животных существуют сигналы, с помощью которых они общаются. Птицы
поднимают крик в случае опасности, и у них есть особые песни, с помощью которых они подзывают и
распознают потенциальных партнеров, когда для этого приходит время. Пчелы в своих ульях
исполняют особые танцы, благодаря которым, как выяснили этологи, они сообщают другим пчелам о
направлении и расстоянии до источника нектара (рис. 8.7). У некоторых стадных обезьян существует
более 20 сигналов с вполне определенным значением. Когда опасность грозит с воздуха, эти обезьяны
Hosted by uCoz