Navigation bar
  Print document Start Previous page
 242 of 574 
Next page End  

издают одни крики, а когда с земли — другие. Каждый из этих сигналов имеет значение для выживания
группы.
Рис. 8.7. Этолог К. фон Фриш (1950) выяснил, каким образом пчела, вернувшаяся после поисков
корма в улей, с помощью особого «танца» указывает другим пчелам направление и расстояние до
обнаруженного ею источника нектара.
Однако во всех этих случаях сигналы лишь запускают какие-то врожденные поведенческие
реакции. Иными словами, они связаны с конкретной ситуацией, на которую животные из сообщества
реагируют более или менее «механически». Такого рода сигналы есть и у человека; очевидными
примерами служат крики боли или непроизвольные восклицания, предупреждающие об опасности.
Человеческая речь отличается от средств общения других животных тем, что она позволяет
передать представление также и о том, чего в наличной ситуации нет. Поэтому с помощью речи можно
рассказывать не только о текущих, но и о прошлых или будущих событиях, даже если они не имеют
ничего общего с собственным опытом говорящего.
Однако главное, что ставит человеческую речь выше всех прочих средств общения, — это
способность ребенка уже в очень раннем возрасте понимать и конструировать из нескольких десятков
звуков родного языка неограниченное количество речевых сигналов, которые в большинстве случаев
ребенок ранее не произносил и не слышал и которые будут иметь для него и для окружающих
определенное значение.
Необходимым условием такой лингвистической компетенции служит неявное (имплицитное)
знание закономерностей языка, до сих пор представляющее собой загадку для специалистов.
Эти закономерности касаются трех основных сторон речи: фонологии, или знания звуков языка;
синтаксиса, или понимания взаимосвязи и комбинаций между словами, из которых построена фраза, и
семантики, т. е. понимания значения слов и фраз (см. документ 8.7).
Задача психолингвиста состоит в том, чтобы понять, каким образом на основе этих трех типов
закономерностей язык усваивается, понимается и воспроизводится людьми. Что же касается
специалистов в области языковой психологии,
то их больше интересует, каким образом человек более
или менее эффективно общается на своем языке. Знания в этой области подсказывают, в частности, как
можно помочь преодолеть трудности, возникающие при изучении языка у отдельных лиц или при
разработке методов обучения.
В 70-х годах несколькими группами американских ученых был разработан еще один путь
изучения языковой коммуникации. Речь идет о многочисленных опытах, поставленных на высших
обезьянах; в этих опытах ставилась задача выяснить, в какой степени и каким образом можно научить
этих наших «близких родственников» языку, сходному с человеческим. Возможности оказались
ограниченными, однако эти попытки обогатили наши знания о формировании речи и позволили лучше
понять, почему ребенок так легко приобретает лингвистическую компетентность (см. документ 8.8).
Теории развития речи
Существует множество теорий, объясняющих развитие речи. Как и другие концепции,
касающиеся поведения, они расходятся, в частности, в вопросе о том, является ли речь чисто
человеческим приобретением, и если да, то можно ли считать ее структуры универсальными и
наследственными или же это приобретенные структуры, различные в разных культурах. С другой
стороны, многие споры (как мы уже видели на примере концепций Брунера и Пиаже) связаны с тем,
зависит ли развитие речи от развития мышления, или, напротив, речь служит основой для развития
Hosted by uCoz