Navigation bar
  Print document Start Previous page
 244 of 574 
Next page End  

когда родители истязали своих детей и держали их в шкафах или в замурованных комнатах; такие дети
в дальнейшем с трудом обучались говорить, и чем позже их освобождали (а порой это происходило в
возрасте 11-13 лет), тем больше у них были затруднения. Даже если такие дети научались языку, их
речь была лишена гибкости и всецело определялась выученными правилами (Curtiss, 1977). Мы уже
знаем, что, судя по статье Итара, такая же судьба постигла «маугли» Виктора.
Релятивистские теории
В результате наблюдений, осуществленных в различных общественных группах, такие
теоретики, как Сапир (Sapir, 1921), выдвинули концепцию, согласно которой язык можно рассматривать
только в контексте той или иной культуры. При этом каждой культуре свойственна определенная
языковая структура, которая служит своего рода матрицей для мышления ее представителей.
По мнению Уорфа (Wharf, 1956), можно даже утверждать, что само наше восприятие, или наша
картина мира, зависит от языка. Например, у эскимосов существует много различных слов для
обозначения разных видов снега, и, значит, их дети должны более четко воспринимать его формы (рис.
8.9). С другой стороны, у одной из народностей Новой Гвинеи существует только два слова для
обозначения всех цветов (мили — темный, мола — светлый), и поэтому восприятие цветового спектра у
них якобы сужено.
Рис. 8.9. Язык, характерный для каждой культуры, формируется в соответствии с теми
проблемами адаптации, с которыми сталкиваются ее представители. Например, у эскимосов существует
больше десяти слов для обозначения различных видов снега.
Более поздние исследования, однако, показали, что даже при такой ограниченности цветового
словаря люди способны различать и распознавать разные оттенки среди предъявляемых образцов.
Точно так же каждый, кто занимается зимними видами спорта, быстро научается различать рыхлый
снег от липкого или обледеневшего (либо с какими-то промежуточными свойствами), хотя у него и нет
для этого специальных слов, как в языке эскимосов. Представитель преформистского направления
Леннеберг, чьи взгляды противоположны релятивистским концепциям, считает, что различия между
языками затрагивают только их поверхностную структуру (см. документ 8.7) и что в каждом языке
такая структура адаптирована к специфическим нуждам представителей соответствующей культуры.
Как бы то ни было, язык — это основа общения, и представители разных народов по-разному
вспоминают и рассказывают о происходивших с ними событиях. Француз реагирует на те же явления не
так, как англичанин, и даже не так, как житель Квебека, говорящий на французском языке.
В той степени, в которой культура определяет понятия (а носителем понятий является язык),
можно полагать, что способ выражения мыслей в значительной степени от этой культуры зависит.
С точки зрения Выготского (1966) и советских психологов, язык по своей сути — это
социальный продукт, который постепенно интериоризуется ребенком и становится главным
«организатором» его поведения и таких когнитивных процессов, как восприятие, память, решение задач
или принятие решений.
Конструктивистская теория
Согласно концепции Пиаже, развитие языка не отличается от развития восприятия или памяти,
ни даже от развития мыслительных процессов (в противоположность взглядам преформистов).
Наследуется лишь деятельность интеллекта, а познание мира, в котором язык служит лишь
одним из способов отображения, формируется при взаимодействии ребенка со средой. Сам по себе, как
уже говорилось, язык при этом не играет никакой роли в развитии мышления и интеллекта.
Подобная точка зрения, если не доводить ее до крайности, позволяет согласовать основные
положения других концепций, и поэтому ее сегодня, по-видимому, разделяют очень многие психологи.
Перед тем как закончить эту главу, надо рассмотреть еще один важный вопрос. Ясно, что
большинство людей воспринимают одни и те же вещи, сохраняют в памяти очень большой объем
информации, могут формулировать множество понятий и решать встающие перед ними проблемы.
Кроме того, у людей есть достаточно развитый язык, позволяющий передавать друг другу важные
сведения.
Hosted by uCoz