Navigation bar
  Print document Start Previous page
 250 of 574 
Next page End  

осень, девять — деверь, десять — месяц. Теперь вернемся опять к нашему списку продуктов и
постараемся связать каждый из них с одной из этих опорных точек, представляя себе тот образ, который
получается при таком соединении. Так, в магазине будет лежать капуста, по траве будет бегать
цыпленок, пузыри будут получаться из кипящего масла и т. д. Потом достаточно будет вспомнить по
порядку все эти образы, чтобы восстановить необходимый список.
Все эти приемы на первый взгляд кажутся детской игрой. Однако при хорошей организации
материала и удачном ассоциировании мысленные образы, создаваемые в результате таких ассоциаций,
могут быть надежным средством запоминания списка элементов, имеющих друг с другом мало общего.
Даже в том случае, если усилия на составление мнемонических схем покажутся вам
чрезмерными по сравнению с достигаемыми результатами, помните, что такая игра все равно «стоит
свеч»: требуя от вас постоянной мобилизации воображения, она будет развивать ваши творческие
способности.
Документ 8.4. Нарушения памяти на события, восприятия, действия или слова
Мозг — очень хрупкий орган. Он состоит из сотен миллиардов нейронных цепей, в каждую из
которых входят сотни синапсов. Все эти цепи повреждаются при сотрясениях, травмах или
кровоизлияниях. Работа их может также серьезно нарушаться при злоупотреблении некоторыми
лекарственными препаратами или просто из-за ускоренного старения нервной системы.
Одним из первых признаков таких нарушений часто бывает более или менее глубокое и
специфическое забывание какого-то приобретенного опыта. При амнезиях человек забывает о тех или
иных событиях. При агнозиях нарушается зрительное, слуховое или тактильное восприятие и человек не
узна¸т предметы или людей. При апраксиях больной не может воспроизводить определенные действия.
Наконец, при афазиях затрагивается одна из областей мозга, ответственных за речь.
Амнезии (нарушения памяти на события)
Как мы уже знаем, для переноса следов события в долговременную память требуется от 15 минут
до часа. Это время называется периодом консолидации. Если в этот период у человека произойдет,
например, сотрясение мозга, то события последних минут, предшествовавших сотрясению, могут не
запомниться.
Невозможность вспомнить события, предшествующие травме, называется ретроградной
амнезией.
Как правило, при этом страдает та информация, которая уже закреплена в долговременной
памяти. Однако в ряде случаев хронической алкогольной интоксикации или маразма, обусловленного
преждевременным старением нервной системы [*], разрушаются целые блоки памяти, и человек иногда
не может даже вспомнить свое имя или способ обращения с таким привычным предметом, как,
например, вилка.
[Примером может служить болезнь Альцгеймера (см. гл. 12).]
Напротив, при антероградной амнезии информация не может переходить из кратковременной
памяти в долговременную. Такие больные не могут усваивать новую информацию или новые формы
поведения. Подобные нарушения тоже могут быть связаны с травмами мозга или сенильными
психозами.
Агнозии (нарушения восприятия)
При агнозиях
нарушениях восприятия
— рецепторы не затрагиваются и информация
нормально поступает в область мозга, ответственную за ее переработку. Однако вследствие
повреждения этой области информация не расшифровывается или расшифровывается плохо (см.
приложение А).
При зрительной агнозии
больной видит то или иное лицо или предмет, но не может его
распознать. Например, он зрительно не узна¸т вилку, но если его попросить принести эту вещь, то он
тут же выполняет приказание (так как слуховое восприятие остается нормальным).
Напротив, при слуховой агнозии выдающийся музыкант, например, может после травмы не
узнать мелодию, которую он много раз слышал и играл, однако при чтении партитуры он будет ее
прекрасно узнавать.
Больные с тактильной агнозией не могут на ощупь с завязанными глазами узнать предметы,
Hosted by uCoz