Navigation bar
  Print document Start Previous page
 258 of 574 
Next page End  

соответствовали.
[См. статью F. Harrois-Monin «Уошо обучает своего сына человеческому языку», Science et vie,
март 1986, ¹ 822, с. 50-53.]
Два года спустя юный ученик Уошо уже знал 28 жестов, а через 5 лет
47, которые он
использовал при общении с другими обезьянами.
Фаутс заключил, что у наших «родственников» возможна передача от поколения к поколению
искусственного языка и его самопроизвольное использование без какого-либо внешнего
вознаграждения. Но даже если этот факт в какой-то мере дает ответы на определенные вопросы,
передаваемый за столько лет словарный запас так мал, что вряд ли все это может существенно
поколебать выводы Терраса и вообще представление о неспособности человекообразных обезьян
овладеть синтаксисом.
Резюме
1. Большинство психологов признают существование трех уровней памяти непосредственной
или сенсорной памяти, кратковременной и долговременной.
2. Сенсорная память — это механизм, позволяющий информации, уловленной рецепторами,
сохраняться в течение 1/4 секунды с тем, чтобы мозг мог решить вопрос, стоит ли на ней
концентрировать внимание.
3. Кратковременная память — это механизм, сохраняющий информацию в течение примерно 20
секунд. Емкость ее ограничена семью элементами, которые могут сохраняться одновременно.
4. Емкость и длительность долговременной памяти в принципе безграничны. Однако фактически
сохранение информации в этой памяти и ее доступность (легкость извлечения) будут существенно
зависеть от таких факторов, как привычность материала, контекст, в котором он запоминается, уровень
мотивации субъекта, а также глубина разработки запоминаемого материала.
5. Существуют три главных процесса памяти. Во время первого из них — кодирования —
происходит прежде всего анализ и идентификация различных характеристик поступающей
информации. Консолидация (закрепление) материала осуществляется во втором процессе, когда он
«закладывается» на хранение, и она зависит от того, как будет организована запоминаемая информация.
Во время третьего процесса — извлечения информации — важнейшую роль играет контекст, с которым
она связана, — и именно поэтому узнавание какого-то материала всегда проще, чем его вспоминание.
6. Забывание может зависеть от многих факторов: от возраста, использования информации или
ее характера, от интерференции (помех со стороны событий, происходящих непосредственно перед или
после запоминания), а также от бессознательных мотиваций, способных вызвать «активное» забывание.
7. Память участвует во всех процессах мышления — будь то воспоминания, мечты, фантазии,
сновидения или грезы наяву и особенно рассуждения. В последнем случае память может играть не
только положительную, но и отрицательную роль в связи с тем, что она часто обусловливает
функциональную ригидность.
8. Из всех процессов мышления для нашей адаптации особенно важны два: формирование и
усвоение понятий, с одной стороны, и решение проблем с другой.
9. Насколько легко мы усваиваем понятия, зависит от того, простые
это понятия или сложные;
последние в свою очередь делятся на конъюнктивные, дизъюнктивные и соотносительные.
10. В процессе решения проблем можно выделить четыре этапа: подготовку, инкубацию,
озарение и разработку. Чаще всего при этом используются стратегии мышления, основанные на
рациональном переборе или, еще лучше, на систематическом переборе.
11. Теории развития познавательных процессов в некоторых отношениях существенно
различаются. Бихевиористы рассматривают мышление как внутренний диалог, основанный на тех же
двигательных механизмах, что и речь. Что касается когнитивистов, то Брунер, например, полагает, что
мышление развивается на основе двигательной активности, внутренних образов и речи. Пиаже,
напротив, считает, что двигателем развития когнитивных процессов служит адаптация к окружающей
среде, в процессе которой индивидуум постепенно интериоризирует свои действия, переходя от
конкретных операций к формальным, которые могут применяться в широком диапазоне частных
ситуаций.
12. Сигналы для общения существуют у большинства животных, но только у человека
выработалась членораздельная речь,
позволяющая передавать информацию о текущих, прошлых или
Hosted by uCoz