Navigation bar
  Print document Start Previous page
 261 of 574 
Next page End  

Рис. 8.16. Схема, иллюстрирующая синаптическую теорию памяти. Информация, поступающая
от рецепторов, может более или менее прямым путем направляться к центрам, ответственным за
немедленное принятие решения, либо передаваться к двигательным центрам по путям A, L, M и N или
же X, M и N. Однако одновременно эта информация может циркулировать по кругам, в которых,
например, структура A
вызывает возбуждение B, а та в свою очередь — опять возбуждение A
и т. д.
(либо по аналогичному кругу из структур X или Y). От того, как долго будет сохраняться возбуждение в
путях I или II, а также от уровня активации организма зависит, перейдет ли след из кратковременной
памяти в долговременную.
Что касается долговременной памяти, то она обусловлена, по мнению Хебба, длительным
изменением синаптических связей, возникающим в результате повторной циркуляции импульсов.
Благодаря этому создается все более и более прочный след, лежащий в основе памяти. Однако для того,
чтобы этот след мог закрепиться, соответствующие контуры должны некоторое время оставаться
неактивными. Этот период, длящийся от 15 минут до часа, называют периодом консолидации, и в это
время происходит закрепление новых знаний или навыков. Именно поэтому после сотрясения мозга
человек не может вспомнить о тех событиях, которые произошли непосредственно перед травмой, а
остальные воспоминания нарушаются тем меньше, чем они дальше во времени от момента травмы.
Биохимические гипотезы. Известно, что видовая генетическая память записана на молекулах
ДНК (дезоксирибонуклеиновой кислоты). ДНК содержится в ядрах всех клеток тела и представляет
собой набор генов. На основе информации, содержащейся в ДНК, образуется другое вещество — РНК
(рибонуклеиновая кислота), которая управляет функциями клетки, определяя синтез специфических
белков. Белки играют первостепенную роль как в построении тканей, так и в различных функциях
организма (см. приложение А).
Исследование химических изменений. Естественным образом возник вопрос: не может ли РНК
вещество, столь близкое к ДНК, — быть тем ключевым элементом, от которого зависит образование
белков, специфических для разных видов научения.
На этот вопрос в 50-х годах пытался ответить пионер биохимических исследований в области
памяти — шведский ученый Хиден (Hyden, 1969). Для этого он вырабатывал у крыс и мышей
различные навыки, при которых изменялось их обычное поведение. Например, он заставлял животное
получать пишу, балансируя на проволоке или действуя с помощью не той лапки, которой оно
пользуется обычно. Хиден обнаружил, что после такого изменения поведенческих реакций не только
увеличивалось общее количество РНК в мозгу, но и отмечались также сдвиги в ее качественном
составе. Значит, при научении действительно происходят изменения на уровне молекул, как
количественные, так и качественные. Хиден даже выделил особую молекулу, которую он назвал S100 и
которая, по его мнению, как раз и была «молекулой памяти», ответственной за освоение новых навыков.
Но хотя эти результаты и были многократно воспроизведены, они не дали ответа на вопрос о том,
действительно ли новые молекулы специфически связаны именно с научением или же все эти
количественные и качественные изменения просто сопровождают активацию мозга.
Изучение действия химических ингибиторов памяти.
Медикам хорошо известно, что
антибиотики подавляют синтез белков микроорганизмами. Это обусловлено ингибирующим действием
антибиотиков на образование РНК. Аналогично действует и рибонуклеаза
фермент, разрушающий
РНК и препятствующий ее образованию.
Поэтому интересно было проверить, нельзя ли, вводя такого рода ингибиторы в мозг,
уничтожить какие-либо приобретенные реакции или помешать формированию новых.
Hosted by uCoz