Navigation bar
  Print document Start Previous page
 271 of 574 
Next page End  

В 1885 году Дж. Кэттелл разработал с десяток более «психологичных» тестов, которые он назвал
«ментальными». В этих тестах определялись быстрота рефлексов, время реакции, время восприятия
определенных раздражителей, болевой порог при надавливании на кожу, число букв, запоминаемых
после прослушивания буквенных рядов, и т. п. С помощью этих тестов Кэттелл определил параметры
реакций на раздражители разной силы. Оказалось, например, что среднее время восприятия звука
составляет около 0,1 секунды, а среднее время реакции на тот же звук — примерно 0,2 секунды.
Особенно важным результатом явился тот факт, что если у большинства людей эти показатели лишь
ненамного отклоняются от среднего уровня, то у какой-то части испытуемых
время реакции было
значительно больше или меньше наиболее типичных величин. Представив эти данные графически,
Кэттелл получил колоколообразную кривую, сходную с кривыми распределения некоторых физических
или химических показателей (см. приложение Б).
Представления, сформировавшиеся в результате двух этих разнообразных исследований, легли в
основу способов объективной оценки интеллекта. При этом была создана определенная концепция
человеческого разума, продержавшаяся в течение многих лет.
В тестах, которые были разработаны позже, показателем эффективности служило время,
затраченное испытуемым на решение предложенных задач. Главным измерительным прибором
психологов стал хронометр: чем быстрее справлялся с заданием испытуемый, тем больше он набирал
очков.
Колоколообразное распределение времени реакции, полученное Кэттеллом, было использовано
для оценки интеллекта с помощью различных тестов и для выяснения вопроса о том, как
распределяется уровень интеллекта среди населения. При этом по одну сторону от среднего уровня
оказывались «отсталые», а по другую — «сверходаренные». И наконец, периодически всплывало
представление о том, что интеллект должен быть наследственным свойством и составлять в основном
прерогативу белой «расы». Это представление и до сих пор дискутируется на страницах солидных
научных журналов.
Между тем ученые, разработавшие первые тесты на интеллект (например, Binet, Simon, 1905),
рассматривали это свойство более широко. По их мнению, человек, обладающий интеллектом, — это
тот, кто «правильно судит, понимает и размышляет» и кто благодаря своему «здравому смыслу» и
«инициативности» может «приспосабливаться к обстоятельствам жизни».
Эту точку зрения разделял и Векслер — ученый, создавший в 1939 году первую шкалу
интеллекта для взрослых. Он считал, что «интеллект — это глобальная способность разумно
действовать, рационально мыслить и хорошо справляться с жизненными обстоятельствами», т. е.,
короче говоря, «успешно меряться силами с окружающим миром».
Сегодня большинство психологов согласны именно с этим определением интеллекта, который
рассматривается как способность индивидуума адаптироваться к окружающей среде.
Вызывает удивление, однако, что те же ученые, которые сформулировали такого рода
концепцию, в предлагаемых ими тестах приняли за главный показатель интеллекта скорость
выполнения определенных заданий. Подобный показатель, так же как и построение кривых
распределения по интеллекту, плохо согласуется с широким понятием адаптации. Этот парадокс можно
объяснить только упомянутыми уже историческими традициями и определенной системой школьного
воспитания. К этим вопросам мы еще вернемся в настоящей главе.
Что же касается самих тестов на интеллект, то они в значительной степени зависят от того, как
каждый исследователь представляет себе это свойство личности. И хотя в настоящее время психологи
пришли
к согласию по поводу общего определения интеллекта, его компоненты и способы их оценки
все еще вызывают споры.
Структура интеллекта
Является ли интеллект единым целым или он состоит из отдельных способностей,
соответствующих специфическим потенциям? Нельзя ли определить интеллект как набор таких
потенций, число и значение которых зависит от встающих перед индивидуумом задач? Не существуют
ли различные типы интеллекта для задач разных уровней сложности?
В нашем веке были сформулированы различные теории, пытавшиеся ответить на эти вопросы.
Краткий обзор этих теорий мы и постараемся дать в настоящем разделе.
Фактор G
Hosted by uCoz