Navigation bar
  Print document Start Previous page
 272 of 574 
Next page End  

В
начале века Спирмен (Spearman, 1904) пришел к выводу, что он может, исходя из поведения
индивидуума, выделить некий «генеральный» фактор интеллекта, который он назвал фактором G.
Однако нельзя было не признать, что при решении арифметической задачи, ремонте двигателя или
изучении иностранного языка мозг работает по-разному. Некоторые люди более способны к одним
видам деятельности, чем к другим, хотя общий («генеральный») уровень интеллекта у них может быть
сходным. Поэтому Спирмен наряду с фактором G ввел еще фактор S, служащий показателем
специфических способностей.
Итак, с точки зрения Спирмена, каждый человек характеризуется определенным уровнем общего
интеллекта, от которого зависит, как этот человек адаптируется к окружающей среде. Кроме того, у
всех людей имеются в различной степени развитые специфические способности, проявляющиеся в
решении конкретных задач такой адаптации.
Интеллект и первичные способности
Многие психологи поняли, что представление о едином интеллекте не вполне соответствует
действительности и не отражает всего разнообразия задач, которые возникают при адаптации к
окружающему миру. Каждый человек в повседневной жизни действует по-своему, и его интеллект при
этом проявляется в его перцептивных, мнемических, языковых, счетных и иных способностях.
Т¸рстоун (Thurstone, 1938) с помощью статистических методов исследовал эти различные
стороны общего интеллекта, которые он назвал первичными умственными потенциями.
Он выделил
семь таких потенций:
1) счетную способность,
т. е. способность оперировать числами и выполнять арифметические
действия;
2) вербальную (словесную) гибкость,
т. е. легкость, с которой человек может объясняться,
используя наиболее подходящие слова;
3) вербальное восприятие, т. е. способность понимать устную и письменную речь;
4) пространственную ориентацию,
или способность представлять себе различные предметы и
формы в пространстве;
5) память;
6) способность к рассуждению;
7) быстроту восприятия сходств или различий между предметами или изображениями, а также
их деталей.
По мнению Т¸рстоуна, достаточно лишь разработать тесты на каждую из этих способностей, и
можно будет вычертить профиль интеллектуального потенциала индивидуума (рис. 9.1). Оказалось,
однако, что все эти способности отнюдь не столь независимы друг от друга, как полагал Т¸рстоун, и что
необходима еще большая детализация факторов интеллекта.
Рис. 9.1. Пример теста, разработанного Т¸рстоуном для оценки пространственных
представлений. Необходимо указать, какая рука изображена на каждой из этих картинок — левая или
Hosted by uCoz