Navigation bar
  Print document Start Previous page
 273 of 574 
Next page End  

правая.
Некоторые психологи, например Гилфорд (Guilford, 1959), выделили до 120 факторов
интеллекта, исходя из того, для каких умственных операций они нужны, к каким результатам приводят
эти операции и каково их содержание (как мы уже знаем, оно может быть образным, символическим,
семантическим или поведенческим) (рис. 9.2).
Рис. 9.2. Структура интеллекта по Гилфорду. Его кубическая модель представляет собой
попытку определить каждую из 120 специфических способностей, исходя их трех размерностей
мышления: о чем мы думаем (содержание), как мы об этом думаем (операция) и к чему приводит это
умственное действие (результат). Например, при заучивании таких символических обозначений, как
сигналы азбуки Морзе (E12), при запоминании семантических преобразований, необходимых для
спряжения глагола в том или ином времени (DV3), или при оценке изменений в поведении, когда
необходимо пойти на работу по новому пути (AV4), вовлекаются совсем различные типы интеллекта.
Специфика интеллектуальной активности в зависимости от выполняемой задачи
В
отличие от всех упомянутых выше психологов Томсон (Thomson, 1939) не остановился на
анализе способностей или факторов, благодаря которым могут решаться различные задачи. Он занялся
изучением самих этих задач и всей совокупности факторов, которые нужны для их решения. Томсон
отмечал, что для выполнения любого задания — будь то приготовление какого-то блюда, овладение
музыкальным инструментом, ремонт автомобильного мотора или изучение раздела нашей книги —
необходимо одновременное участие множества различных и, как правило, специфических факторов.
Кроме того, становление каждого из этих факторов индивидуально. Оно
зависит от
накопленного багажа знаний и от особенностей мышления и действия, которые могут быть
врожденными или приобретенными (Thomson, 1952). Поэтому, как полагает Томсон, очень трудно или
даже невозможно измерять и сравнивать между собой столь разнообразные и индивидуальные
способности.
Уровни интеллекта
По мнению некоторых психологов, одни задачи требуют конкретного, а другие — абстрактного
интеллекта.
Конкретный,
или практический, интеллект помогает нам решать повседневные
проблемы и
ориентироваться в наших взаимоотношениях с различными предметами. В связи с этим Йенсен (Jensen,
1969) относит к первому уровню интеллекта так называемые ассоциативные способности, позволяющие
Hosted by uCoz