Navigation bar
  Print document Start Previous page
 276 of 574 
Next page End  

умственную деятельность ребенка. Наиболее ярким примером служит кретинизм
— дефект
умственного развития, возникающий у детей в изолированных горных селениях из-за недостатка иода в
рационе у женщин [*].
[Именно поэтому во многих регионах в столовую соль добавляют иод.]
Проблемы развития детей и их здоровья, с которыми сталкивается большинство бедных и
развивающихся стран, во многом связаны с недостаточным питанием населения. Однако вполне
возможно, что они усугубляются из-за влияния плохого питания женщин на умственное развитие их
детей. В результате интеллектуальный потенциал, необходимый для эффективного решения жизненных
проблем, оказывается сниженным задолго до того, как ребенок с этими проблемами столкнется.
Заболевания в период беременности. Различные заболевания, возникающие во время
беременности, могут пагубно отразиться на развитии ребенка. Достаточно упомянуть такие болезни, как
диабет, сифилис или краснуха. Известно, например, что у матери краснуха протекает легко, но при
заражении ею в первые месяцы беременности она приводит к необратимым дефектам зрения, слуха и
особенно интеллектуальных функций у ребенка.
Употребление матерью лекарственных и других веществ. Многие вещества могут серьезно
нарушать развитие утробного плода. Установлено, что злоупотребление в первые месяцы беременности
некоторыми антибиотиками, транквилизаторами типа элениума или даже аспирином может приводить к
значительной задержке умственного развития новорожденного. Такие же последствия возможны и в
том случае, если мать во время беременности употребляет алкоголь или курит.
Факторы окружающей среды
С каким бы потенциалом ни родился ребенок, очевидно, что необходимые ему для выживания
формы интеллектуального поведения смогут развиваться и совершенствоваться лишь при контакте с
той средой, с которой он будет взаимодействовать всю жизнь. Действительно, если в самом начале
жизни интеллектуальные функции, по-видимому, определяются только наследственными факторами, то
очень скоро ситуация становится иной. Уже начиная с года или двух ребенок приобретает способность
более или менее эффективно взаимодействовать со своим физическим и социальным окружением. При
этом все более и более сложные обстоятельства и ситуации, в которые он попадает, могут оказаться
решающими для хода его дальнейшей жизни.
Питание. Серьезная недостаточность питания ребенка, по-видимому, особенно сильно
сказывается в первые шесть месяцев. Однако если в дальнейшем ребенок начинает питаться нормально
и жить в стабильных условиях с достаточной психической стимуляцией, то он уже к 4-5 годам может
догнать в своем развитии сверстников, получавших нормальное питание с момента рождения (Lloyd-
Still, 1976). Совершенно ясно, однако, что такая компенсация невозможна для детей Калькутты,
Эфиопии или западных гетто; у них нарушения, возникшие еще в связи с неблагоприятными условиями
протекания беременности, будут лишь
усиливаться и более четко проявляться в результате
каждодневного недоедания (рис. 9.4).
Рис. 9.4. Плохое питание матери во время беременности и ребенка в детстве может приводить к
необратимым нарушениям интеллектуального развития детей в неблагоприятных условиях — в
частности, в странах третьего мира.
Hosted by uCoz