Navigation bar
  Print document Start Previous page
 280 of 574 
Next page End  

стоит семь центов?»
разноцветных элементов
4. Сходство (11-й вопрос набора из 16 вопросов):
«Что общего между ножницами и котлом?»
4. Сборка: собрать мозаику из элементов
5. Словарный запас (19-й вопрос набора из 40
вопросов): «Что такое глицерин?» (*)
5. Подстановка: соотнести определенные знаки с
символами в серии из 45 фигур
6. Память (6-я серия из девяти): «Повтори: 3—8—
9—1—7—4. Теперь опять повтори цифры, но в
обратном порядке: 1—6—5—2—9—8»
*) Или: алмаз, шпага, микроскоп, шпионаж, строфа и т. д.
При использовании таких тестов ребенку определенного хронологического возраста (ХВ) (т. е.
возраста, исчисляемого по дате его рождения) предъявлялись наборы заданий для детей 3, 4 и т. д. лет, и
так до тех пор, пока не оказывалось, что он уже не в состоянии за ограниченное время (как в школе)
выполнить три задания подряд.
Поскольку для каждой возрастной группы (соответствующей диапазону в 12 месяцев) было
разработано по 6 заданий, следовало засчитать два месяца за каждое выполненное задание и сложить
все эти цифры, чтобы получить число месяцев, соответствующее, по Бине, умственному возрасту (УВ)
ребенка [*]. Так, если хронологический возраст ребенка 7 лет (84 месяца) и он решил все задания для
детей 3, 4 и 5 лет, четыре задания для детей 6 лет и два задания для детей 7 лет, то в целом его
умственный возраст составит 24 месяца + 12 + 12 + 8 + 4 месяца = 72 месяца = 6 лет. Отсюда делается
вывод, что по уровню интеллекта такой ребенок отстает от своих сверстников на год.
[При этом нужно было каждому ребенку добавить 24 месяца, соответствующие первым двум
годам жизни, для которых тестов не было.]
Понятие о коэффициенте интеллектуальности (IQ)
Вскоре, однако, стало ясно, что разница, например, в 30 месяцев (2,5 года) между умственным и
хронологическим возрастом для ребенка 5 лет и 12,5 лет — не одно и то же. В первом случае эта
разница составляет половину хронологического возраста, а во втором — всего лишь 1/5.
В связи с этим немецкий психолог Штерн в 1912 году предложил математическое уравнение,
позволяющее независимо от хронологического возраста ребенка «соотнести» его с «нормальными»
детьми этого же возраста. В результате очень простых расчетов он получил некий показатель,
отражающий связь между умственным и хронологическим возрастом; он назвал этот показатель
коэффициентом интеллектуальности (IQ).
Концепция такого коэффициента основана на представлении о том, что нормальный ребенок —
это такой ребенок, у которого умственный возраст соответствует хронологическому. Рассчитаем,
например, этот коэффициент для десятилетнего ребенка:
IQ =
ХВ
УВ
=
мес
120
мес
120
= 1 • 100 баллов [*].
[Результат деления умножается на 100 для того, чтобы в коэффициенте не было десятичных
дробей и он легче воспринимался.]
Итак, 100 баллов — это «нормальный» коэффициент.
Представим себе, что у ребенка с хронологическим возрастом 10 лет умственный возраст
составляет 5 лет; тогда его IQ равен
ХВ
УВ
=
мес
120
мес
60
= 0,5 • 100 = 50 баллов.
Если мы теперь вернемся к приведенному выше примеру с детьми в возрасте 5 и 12,5 лет с одной
и той же разницей между УВ и ХВ, то IQ будет для них рассчитываться следующим образом:
а) для пятилетнего ребенка
ХВ
УВ
=
лет
5
года
5
,
2
=
мес
60
мес
30
= 0,5 • 100 = 50 баллов
(иными словами, ребенок отстает от «нормального» пятилетнего на 50 баллов);
б) для ребенка в возрасте 12,5 лет
Hosted by uCoz