Navigation bar
  Print document Start Previous page
 283 of 574 
Next page End  

Векслера (WAIS)
Выше 139
Очень высокий
1
Очень высокий
2,2
>2?
2,5
130-139
120-129
Повышенный
11
Повышенный
6,7
1-2?
13,6
110-119
Чуть выше
среднего
18
Обычный
высокий
16,1
0-1?
34,1
100-110
90-99
Средний
46
Средний
50,0
от 0 до -1?
34,1
80-89
Чуть ниже
среднего
15
Посредственный
16,1
70-79
Пограничный
6
Предел нормы
6,7
от -1? до -2?
13,6
Ниже 70
Умственная
отсталость
3
Умственная
отсталость
2,2
от -2? до -3?
2,5
*)
Сопоставлены баллы IQ с различными группами, выделяемыми с помощью теста Стэнфорд-Бине и
по шкале интеллекта Векслера (WAIS), а также распределение населения по выделенным группам (в
процентах). Справа для сравнения приведены соответствующие отклонения от среднего, выраженные в
величинах ? (1? = 15 баллов IQ).
Таблица 9.3. Распределение умственно отсталых лиц (*)
Частота (%)
Диагноз
IQ по данным
теста
Стэнфорд-
Бине
IQ по данным
теста
Векслера
среди
умственно
отсталых
во всей
популяции
Легкая задержка умственного
развития
52-68
55-69
90,0
2,00
Средняя дебильность
36-51
40-54
6,0
0,13
Сильно выраженная дебильность
20-35
25-29
3,0
0,06
Более тяжелые формы
умственной отсталости
Ниже 20
Ниже 25
1,0
0,02
*) Сопоставление диагнозов с IQ, определенным с помощью теста Стэнфорд-Бине и по шкале
интеллекта Векслера, а также частота этих диагнозов во всей популяции и среди лиц с IQ ниже 70.
Оказалось, однако (см. документ 9.4), что разделение людей на «средних», «отсталых» и
«сверходаренных» мало что говорит об их истинной социальной ценности. Кроме того, когда Термен и
его сотрудники длительно прослеживали судьбу людей с повышенным IQ, был выявлен поразительный
факт: ни один из них не стал ни Моцартом, ни Эйнштейном, ни Пикассо. Никто из этих людей не
оставил сколько-нибудь
заметного следа в истории своей страны. «Сверходаренные» испытуемые
Термена стали честными гражданами, добились прекрасного социального положения, но ни один из них
не стал гениальным творцом (Goertzel, Goertzel, 1962).
Что же помешало этим людям добиться каких-то исключительных успехов? Нет ли какого-то
особого качества, необходимого для решения проблем, разработки теорий или создания шедевров
искусства, — качества, которое невозможно свести к интеллекту в обычном смысле этого слова и
измерить соответствующими тестами?
Интеллект, решение проблем и творчество
Развитию представлений об «одаренных» личностях и об их способностях к эффективной
деятельности способствовали два направления исследований. В 40-х годах немецкий психолог Карл
Дункер (Duncker, 1945) выяснил, каким образом его студенты решают определенные задачи. Одна из
таких задач состояла в том, чтобы найти способ разрушить у больного опухоль желудка путем
достаточно интенсивного облучения, не разрушая при этом окружающие здоровые ткани. Дункер
обратил внимание на то, что большая часть студентов не могла при решении этой задачи «оторваться»
от уже имеющихся у них знаний [*] и предлагала все новые и новые решения «хирургического» типа
(вывести участок желудка с опухолью наружу, усыпить больного, использовать свинцовую пластинку и
Hosted by uCoz