Navigation bar
  Print document Start Previous page
 284 of 574 
Next page End  

т. п.); все эти варианты, однако, не решали проблему повреждения здоровых тканей. Для того чтобы
решить подобную задачу, человек должен обладать способностью устанавливать связи между этой
задачей и элементами своего прошлого опыта, на первый взгляд не имеющими с ней ничего общего
(например, он мог бы вспомнить, как в детстве поджигал кусочек бумаги с помощью солнечного луча,
сфокусированного лупой). Одно из «умных» решений приведенной выше задачи заключалось в том,
чтобы сконцентрировать на опухоли лучи слабой интенсивности так, чтобы спереди и сзади от опухоли
они были для тканей безвредны (рис. 9.6). Из главы 7 мы уже знаем, как может развиваться мысль,
прежде чем прийти к подобному решению — будь то путем инсайта или через рассуждение.
[Мы уже говорили о возможности такого рода функциональной ригидности, тоже открытой
Дункером.]
Рис. 9.6. В этой задаче необходимо разрушить опухоль путем облучения, не повреждая при этом
окружающей ткани.
В тот период проводилось все больше исследований, направленных на то, чтобы выявить
особенности мышления творческих людей. Испытуемым предлагалось, например, найти способ
повысить на 50 баллов IQ у граждан страны или же найти применение миллионам изношенных
автомобильных шин, скапливающимся ежегодно. Из подобных работ стало, в частности, ясно, что для
«творческого» мышления характерен поиск решений более сложных и необычных, чем те, которые
«лежат на поверхности».
Заслуга обобщения результатов всех этих исследований и создания расширенной концепции
интеллекта принадлежит Гилфорду (Guilford, 1959), который, в частности, выделил два типа мышления:
конвергентное, необходимое для нахождения единственного точного решения задачи, и дивергентное,
благодаря которому возникают оригинальные решения (см. модель Гилфорда на рис. 9.2).
Конвергентное и дивергентное мышление
Существуют два способа поисков решения той или иной проблемы.
Одни люди полагают, что есть только одно верное решение и пытаются найти его с помощью
уже имеющихся знаний и логического рассуждения. Это конвергентное мышление,
при котором все
усилия концентрируются на поиске единственного правильного решения. Другие, напротив, начинают
искать решение по всем возможным направлениям с тем, чтобы рассмотреть как можно больше
вариантов. Такой «веерообразный» поиск, чаще всего приводящий к оригинальным решениям,
свойствен дивергентному мышлению.
Очевидно, что большая часть людей с самого раннего детства и особенно при обучении в школе
привыкла использовать почти исключительно конвергентное мышление. Подобный уклон в школьной
педагогике всегда был бичом для детей с творческим мышлением. Известно, что Эйнштейну и
Черчиллю учиться в школе было трудно, но не потому, что они были рассеянными и
недисциплинированными, как считали учителя. На самом деле это было отнюдь не так, но
преподавателей просто-напросто раздражала их манера не отвечать прямо на поставленный вопрос, а
вместо этого задавать какие-то «неуместные» вопросы вроде «А если бы треугольник был
перевернутым?», «А если заменить воду на ...?», «А если посмотреть с другой стороны?», «А если бы
время не было временем» и т. п.
Hosted by uCoz