Navigation bar
  Print document Start Previous page
 288 of 574 
Next page End  

друга трудно.
Чаще всего творческие люди сохраняют детскую способность к удивлению и восхищению, и
обычный цветок может вызвать у них такой же восторг, как и революционное открытие. Обычно это
мечтатели, которые порой могут сойти за сумасшедших из-за того, что они претворяют в жизнь свои
«бредовые идеи», одновременно принимая и интегрируя иррациональные аспекты своего поведения.
Вы скажете, что все эти черты совершенно не свойственны большинству людей и, безусловно, на
Земле творческих личностей должно быть немного. Однако попробуйте снова прочитать эти строки и
представить себе, что речь идет о ребенке. В этом случае все сразу станет на свои места, и вам,
напротив, покажется странным ребенок, не соответствующий такому описанию.
Как говорил Сент-Экзюпери, во многих детях «убивают Моцарта». Как же так происходит, что
хотя от рождения у большинства людей есть все внутренние условия для реализации их потенциала,
ребенок, как правило, превращается в разумного, консервативного и расчетливого взрослого
конформиста.
Частично мы уже ответили на этот вопрос, когда касались роли социального окружения — семьи
или школы — в интеллектуальном развитии. Мы еще вернемся к этой проблеме в главе 11.
Однако существуют и другие стороны личности, формирующиеся под влиянием социальной
среды. Они в значительной степени определяют то, как человек включается в жизнь общества и
полностью или частично реализует свои возможности.
В следующей главе мы попытаемся проследить за главными направлениями физического,
интеллектуального, аффективного и социального развития человека. При этом мы попробуем
разобраться в том, каким образом в идеальном случае все обстоятельства могут способствовать полной
реализации личности, а с другой стороны — как на каждом шагу возникают предвидимые и
непредвидимые препятствия, способные нарушить, затормозить или порой даже необратимо подавить
развитие столь хрупкого создания, каким является человеческий ребенок.
Документ 9.1. IQ: два ребенка — это хорошо, а девять — это, наверное, многовато!
Двое сотрудников Зайонца (Belmont, Marolla, 1973) обследовали 386 114 голландских юношей в
возрасте в среднем 19 лет, проходивших обязательную военную службу. Таким образом, в эту выборку
входили все мужчины Голландии, родившиеся между 1944 и 1947 годами.
Исследователи изучали, в частности, связь между IQ молодых людей и их положением в семье.
Представив полученные результаты в графическом виде, ученые пришли к выводу, что в среднем IQ
тем ниже, чем больше детей в семье (рис. 9.9). Кроме того, наиболее высокие баллы получали, как
правило, старшие дети, особенно в тех случаях, когда в семье было двое детей. Что касается младших
детей, то по IQ они были тем дальше от первенца, чем больше было в семье детей промежуточного
возраста.
Рис. 9.9. Бельмон и Маролла показали, что интеллектуальные способности старших детей в
семье в среднем выше, чем у младших. В связи с этим Зайонц выдвинул гипотезу, согласно которой
Hosted by uCoz