Navigation bar
  Print document Start Previous page
 298 of 574 
Next page End  

Такая относительная независимость заставляет их учиться работать самостоятельно, взаимодействуя
при этом с физическими объектами окружающего мира. При этом они могут сосредоточиться на
задачах, которые они решают довести до конца, а также развивать пространственное воображение и
интерес к оперированию числами.
Уже исходя из этого, можно наметить возможную связь между традиционным воспитанием
девочек и мальчиков, с одной стороны, и направлениями, которые можно придать развитию интеллекта,
— с другой. Девочек, как правило, воспитывают в духе зависимости, а в мальчиках часто, наоборот,
стремятся развить самостоятельность, и не исключено, что именно поэтому у девочек преобладают
вербальные способности, а у мальчиков — интерес к математическим наукам и к задачам, требующим
пространственного воображения.
Если мы теперь перейдем к детям с высокими творческими способностями, то увидим, что в
отношении к ним родителей обычно нет никакой авторитарности или чрезмерной опеки. Чаще всего
родители таких детей поощряют их за непосредственность и уверенность в себе, и в семье ценится
чувство ответственности; все это очень важно для развития творческих способностей у ребенка.
Исследователи, однако, отмечают, что в таких семьях (в отличие от тех семей, где у детей больше
развит интеллект) часто наблюдается определенная эмоциональная дистанция и даже холодность,
которая может доходить до глубокого разлада между родителями, хотя это не приводит к враждебности
по отношению к детям или к пренебрежению ими.
Резюме
1. Долгое время считалось, что умственные способности человека определяются
наследственностью и что их можно оценить, измеряя скорость восприятия и реагирования.
2. Создатели первых тестов на умственное развитие определяли интеллект как способность
адаптироваться к окружающей среде благодаря разумному мышлению и разумным действиям.
3. Было предложено несколько схем, описывающих структуру интеллекта. Спирмен выдвинул
идею о том, что существует фактор общего интеллекта и факторы отдельных специфических
способностей. Терстоун выделил семь первичных умственных потенций, по которым можно судить о
деятельности интеллекта в целом. Другие исследователи (например, Гилфорд) выделяли до 120
факторов. Томсон, напротив, считает, что интеллектуальная деятельность специфична для каждой
конкретной задачи. Йенсен различает способности к конкретному и к абстрактному мышлению.
4. Кэттелл выделяет врожденный «аморфный» (жидкий) интеллект, состоящий из потенций, на
базе которых развивается интеллект «кристаллизованный»,
причем это развитие продолжается всю
жизнь. Согласно представлениям Хебба, оценить можно только интеллект B,
формирующийся на
основе потенциального интеллекта A и жизненного опыта.
5. Существуют три группы факторов развития интеллекта. Генетические факторы определяют
тот потенциал, который наследует ребенок. Другие врожденные факторы действуют от момента зачатия
до момента рождения; такими факторами могут быть хромосомные аномалии (например, при болезни
Дауна), неполноценное питание плода или заболевания матери во время беременности. Факторы
окружающей среды чрезвычайно разнообразны; к важнейшим из них относится правильное или
неправильное питание грудного младенца, его психическая стимуляция, место в ряду рождающихся в
семье детей, принадлежность к тому или иному социальному классу и, наконец, школьное образование.
6. Первую попытку оценить интеллект с помощью тестов предпринял в начале века Бине. Этот
ученый ввел представление об умственном возрасте, позволяющем оценить интеллектуальное развитие
того или иного ребенка по сравнению с его одногодками. В дальнейшем на основании соотношения
между умственным и хронологическим возрастом был выведен менее относительный показатель,
названный коэффициентом интеллектуальности (IQ).
7. После теста Бине появились и другие тесты на умственное развитие. Наиболее известны из
них тесты Стэнфорд-Бине, армейские тесты и шкалы интеллекта Векслера для взрослых и детей.
Однако в 70-х годах их реальная ценность была поставлена под сомнение, и постепенно ими стали
пользоваться все реже. Тем не менее некоторые исследователи все еще продолжают применять их при
изучении наследования интеллекта.
8. Применение интеллектуальных тестов, в частности, позволило построить кривые
распределения интеллекта среди населения. В соответствии с этими кривыми у 2-3% людей имеется
умственная отсталость, а у 1-2% — чрезвычайно высокий уровень интеллекта.
Hosted by uCoz