Navigation bar
  Print document Start Previous page
 299 of 574 
Next page End  

9. Исходя из того, что существуют разные способы решать ту или иную задачу, Гилфорд
подразделил мышление на конвергентное и дивергентное.
Последнее лежит в основе творческого
мышления и характеризуется пластичностью, гибкостью и прежде всего оригинальностью решений. По-
видимому, при IQ 120 и выше исчезает корреляция между интеллектуальными и творческими
способностями. Можно также думать, что в отношении этих двух способностей нет разницы между
двумя полами.
10. Уоллак и Каган показали, что если у ребенка одинаково высоки или одинаково низки и
интеллектуальные, и творческие способности, то он адаптируется в обществе достаточно легко — в
отличие от детей, у которых выражен только один тип способностей.
11. Многие исследователи пытались выявить личностные особенности творческих людей. По-
видимому, наиболее типичные из этих способностей — это антиконформизм, эклектизм, интерес ко
всему сложному и новому, а также способность удивляться и восхищаться.
Досье 9.1. Является ли интеллект врожденным или приобретенным?
Читая эту главу, мы постоянно видели, насколько еще оживленны дискуссии о наследовании
интеллекта. Разумеется, это обусловлено тем, что этот вопрос имеет важное философское и
политическое значение. Здесь больше, чем где-либо, играют важную роль предубеждения
исследователей. Порой они даже начинают превалировать над необходимой каждому ученому
осторожностью в истолковании фактов. Это в особенности касается областей науки, имеющих прямое
социальное значение.
В самом деле, из утверждения, что доказана наследственная природа интеллекта, вытекают
далеко идущие следствия. Это позволяет, в частности, почти автоматически оправдать социальное
неравенство: можно будет утверждать, что социальный успех всегда ждет тех, кто рожден для этого
успеха, поскольку ум этим людям дан от природы. Это даст также основание считать, подобно
Гальтону, что если условия жизни лиц из привилегированных классов лучше, чем у низших классов, то
это связано с тем, что интеллект представителей высших классов позволил им создать такие условия.
Кроме того, утверждение, что доказана не только наследственная природа интеллекта, но и
неравномерность его распределения между различными группами населения, позволяет оправдывать
расистские идеи о неравенстве этих групп. Это может также повлечь за собой формирование каст, и
представители некоторых из них могут быть сочтены «гражданами второго сорта». Эти люди будут
вынуждены заниматься лишь «черной» работой, а их человеческие права будут ограничены, поскольку
с генетической точки зрения они якобы менее способны участвовать в решении общественных проблем,
требующих определенного уровня интеллекта [*]. В самом крайнем случае дело могло бы дойти до
запрета «скрещиваний», способных привести к снижению генетического потенциала «высшей» группы.
[Подобные идеи уже высказывались древними греками и римлянами.]
К сожалению, эти идеи не относятся только к области фантастики. История фашистской
Германии 30-х годов и некоторых государств, в которых даже в наши дни белое меньшинство держится
у власти, опираясь на подобные расистские концепции, неопровержимо доказывает, что опасность
таких тенденций существовала и продолжает существовать.
В демократических странах такие взгляды тоже могли бы привести к серьезным последствиям. В
частности, они могли повлечь за собой прекращение демократизации школы, так как стало бы
очевидным, что суммы, затрачиваемые на «подтягивание» детей из низших слоев, пускаются на ветер.
Поэтому чрезвычайно важно внести в эту дискуссию ясность и рассмотреть некоторые утверждения и
те данные, на которых они основаны.
Генетические теории интеллекта и евгеника
Корни таких теорий глубоки и восходят к истокам общественной жизни: их очевидное
«преимущество» состоит в том, что они позволяют оправдывать наличие у каких-то людей привилегий,
на которые другие люди, считающиеся «низшими», претендовать не могут [*].
[Известными примерами таких привилегированных групп служат аристократия (буквально:
«власть лучших»), господствовавшая в европейском феодальном обществе в течение всего
средневековья, каста брахманов в Индии и китайские мандарины.]
Эта теория сопровождала и появление научной психологии. В 1869 году Гальтон опубликовал
Hosted by uCoz