Navigation bar
  Print document Start Previous page
 305 of 574 
Next page End  

1. Быстрота восприятия (Thurstone, 1955)
2. Интеллект (по Bayley, 1970)
3. Суждения (Thurstone, 1955)
Рис. 9.13. Интеллектуальное развитие ребенка и подростка. Видно, что три различных
интеллектуальных качества развиваются сходным образом и что к 8 годам развитие осуществлено уже
наполовину, а к 12 годам — на три четверти.
Мы уже видели, что собой представляет современная школа. Остается лишь надеяться, что
высказанные здесь соображения когда-нибудь будут восприняты людьми, отвечающими на разных
уровнях за образование, и что все будет сделано для повсеместного искоренения различий в
окружающей среде и каждый сможет максимально развить свои врожденные способности. Этого
требует наше человеческое достоинство.
Досье 9.2. Интеллект компьютера и интеллект человека
По-видимому, одним из самых крупных сдвигов в нашей культуре за последние 10 лет было
массовое внедрение компьютеров в повседневную жизнь. С появлением терминалов в кассах банков,
транспортных агентств и административных учреждений изменилась их деятельность и
взаимоотношения с клиентами. Вскоре и сами эти кассы (как это уже происходит в банках) уступят
место автоматам, благодаря которым будет осуществляться прямая связь с компьютером. Со
стремительной быстротой размножились компьютерные игры; сегодня существуют шахматные
программы, способные побеждать гроссмейстеров. Стоимость персонального компьютера такова, что
его вполне можно подарить ребенку на Новый год.
Однако самое большое влияние компьютеры оказали на производство и обучение. Жизнь —
рабочих, занятых физическим трудом, претерпевает резкие изменения в связи со все большим
внедрением робототехники и кибернетики в производство. С каждым днем становится все яснее, что
«искусственный интеллект» будет играть большую роль в воспитании новых поколений.
Здесь возникают или по крайней мере вырисовываются некоторые вопросы, нередко основанные
на мифах и фантастике. Какое место займет компьютер в жизни человека? Всегда ли он будет рабом
составленных человеком программ? Или когда-нибудь компьютеры смогут самовоспроизводиться,
самоуничтожаться и уничтожать людей, как в некоторых фантастических фильмах? Сможет ли
компьютер заменить рабочею или учителя? Будет ли когда-нибудь создан суперинтеллект, способный
превзойти и подчинить себе своего творца?
Пока что думать так нет оснований. Современный компьютер работает только в пределах тех
программ, которые в него заложены. Однако в этом разделе книги мы еще столкнемся с новыми
поколениями компьютеров, которые сейчас только появляются и вскоре смогут обрабатывать и
выдавать информацию наподобие человеческого мозга, а также обладать сходным стремлением к
познанию. Не исключено, что в связи с разработкой этих новых машин мы сможем сказать, что когда-
нибудь подобные компьютеры, способные мыслить и воспроизводить себе подобных, возьмут на себя
функции человеческого мозга, отделяя тем самым сознание от его биологических корней...
Существует представление о том, что даже люди с самым высоким интеллектом используют
возможности своего мозга лишь на десятую долю. Значит, у человека есть значительный резерв,
Hosted by uCoz