Navigation bar
  Print document Start Previous page
 306 of 574 
Next page End  

который он еще сможет использовать, если будет такая необходимость, а главное, если в системе
образования произойдут надлежащие перемены. Однако, как мы увидим, компьютер может послужить
средством, позволяющим, с одной стороны, лучше понять мышление и тем самым расширить его
возможности, а с другой — разработать новую систему обучения детей, при которой они уже с очень
раннего возраста смогут практически бесконечно накапливать опыт.
Человеческий мозг и компьютер
Прежде чем сравнивать мышление человека с искусственным интеллектом, необходимо сначала
остановиться на некоторых общих чертах организации мозга и компьютера.
1. Обработка информации. Легко можно провести параллель между обработкой информации
компьютером и человеческим мозгом. Деятельность компьютера, как и мозга, включает четыре этапа —
кодирование, хранение, обработку информации и выдачу результата.
Первый этап в случае компьютера — это ввод информации с клавиатуры или с дискеты, на
которой записана программа.
Новейшие технические разработки позволяют осуществлять голосовой
ввод или ввод с помощью светочувствительных элементов.
Второй этап, столь же важный для компьютера, как и для мозга, — это память. От ее емкости,
которая может варьировать от нескольких тысяч до нескольких миллионов единиц [*], зависит
мощность компьютера. У компьютера имеются два вида памяти. В постоянной памяти записаны все
программы, определяющие работу компьютера (язык, инструкции, конфигурации алфавитно-цифровых
знаков и т. д.). Эту память можно сравнить с врожденным багажом животных того или иного вида —
будь то звуки, которые они способны издавать, или механизмы функционирования интеллекта. Что
касается оперативной памяти, то в ней, как и у человека, могут записываться или стираться данные,
необходимые для выполнения программы.
[Основная единица памяти в теории информации — это бит. Бит соответствует одному
двоичному выбору, т. е. отражает тот факт, что некоторый элемент может находиться в одном из двух
состояний — 1 или 0; например, определенный электронный контур в компьютере может быть открыт
или закрыт, т. е. пропускать (1) или не пропускать (0) ток. Существует более крупная единица — байт,
равная 8 бит. Емкость памяти карманных микрокалькуляторов составляет 1000 байт (1 килобайт, или
Кбайт) или 2000 байт (2 Кбайт). [В информатике 1 килобайт = 1024 байта. — Прим. ред.] Память очень
мощных машин может достигать тысяч килобайт. Персональные компьютеры обычно обладают
памятью в 128 или 256 Кбайт.]
Третий, важнейший блок
— это процессор.
Он представляет собой совокупность контуров и
служит «корой головного мозга» компьютера. Именно он осуществляет операции, указанные в
программе, в зависимости от инструкций и данных, хранящихся в памяти или вводимых в компьютер.
Наконец, в компьютере имеются механизмы вывода,
ответственные за выдачу результатов
операций. Эти результаты могут выдаваться на экран, распечатываться на принтере или же с помощью
синтезатора голоса выводиться в речевой форме. Кроме того, устройство вывода может быть связано с
какой-то аппаратурой или роботами, исполняющими приказы компьютера.
Из всего этого видно, что аналогия между основными структурами мозга и компьютера
совершенно очевидна, хотя и несколько карикатурна. Можно провести аналогии и на уровне
деятельности мозга и машины. Чтобы проиллюстрировать эти аналогии, мы рассмотрим два примера —
из области кибернетики и решения проблем.
2. Кибернетика. Речь здесь пойдет о саморегуляции, которую компьютер, как и мозг,
осуществляет с помощью отрицательной обратной связи. Саморегуляция — это неотъемлемая часть
нашей повседневной жизни. Именно благодаря той информации, которую мы получаем от окружающей
среды, мы либо продолжаем, либо прекращаем, либо изменяем наши действия. Собственно говоря,
именно в этом сущность закона эффекта и принципа подкрепления.
Возьмем простейший пример. Представим себе, что человек бреется с помощью электрической
бритвы. В этом случае ввод данных, определяющий, следует ли продолжать или прекращать эту
операцию, будет осуществляться путем ощупывания кожи рукой. Таким образом, деятельность мозга и
руки можно сравнить с функционированием компьютера.
В языке Бейсик — самом простом языке, который используется в бытовых компьютерах, —
саморегуляция осуществляется с помощью инструкции на английском языке "IF ... THEN ..." (если ... то
...). Используя такую инструкцию, мы можем написать программу из пяти строк [*], причем три первые
строки образуют цикл:
Hosted by uCoz