Navigation bar
  Print document Start Previous page
 325 of 574 
Next page End  

больше возбуждения и удовлетворения, чем прежде. Опрос, проведенный в 1948 году Кинси (Kinsey),
показал, что предшествующие половому акту эротические игры длились в то время в среднем не
дольше 12 минут, а сам половой акт — в среднем не больше 2 минут. Более поздние опросы (Hunt,
1974) указывают на то, что предварительные игры занимают 15 минут, а собственно половой акт может
растягиваться на 10 минут, что позволяет женщине легче достигнуть оргазма [*] (см. документ 6.5).
[Полагают, что в наше время половина женщин, имеющих стабильные половые отношения с
одним мужчиной, испытывает оргазм во время каждого полового акта.]
В наше время половые отношения обогатились большим разнообразием форм сексуального
поведения и поз. Практика орально-генитальной стимуляции среди брачных пар моложе 25 лет
увеличилась с 45% в выборке опрошенных Кинси до 90% в выборке Ханта (1974). Отмечается также,
что традиционное положение во время полового акта, когда мужчина лежит на партнерше, все чаще
сменяется положением, при котором место мужчины занимает женщина [*].
[Фактически в наше время сказанное относится к трем женщинам из каждых четырех, тогда как в
40-х годах так поступали лишь три женщины из десяти.]
Половое возбуждение усиливается эротическими фантазиями, которые в наше время все реже
воспринимаются как «измена» партнеру (см. документ 10.1), так как позволяют переживать
максимально возможное удовольствие во время полового акта.
За последние 40 лет значительного возросла практика мастурбации, осуществляемой тем или
другим партнером. В настоящее время 70% как мужчин, так и женщин прибегают к мастурбации,
которая обеспечивает им дополнительную сексуальную активность, когда рядом нет партнера или когда
он не расположен к половому акту. Кроме того, как показывают опросы, женщины обычно испытывают
более интенсивный оргазм в результате мастурбации, нежели при нормальном половом акте.
Как молодые люди, так и многие старики убеждены, что половая функция в пожилом возрасте
угасает. Опросы показали, что прекращение половой активности наступает у мужчин к 68, а у женщин к
60 годам; многие женщины, однако, признают, что они вынуждены были прекратить половую жизнь за
неимением партнера.
Физиологических причин, которые могли бы объяснить такое положение вещей, нет. Эрекция и
эякуляция отмечаются у мужчин и в преклонном возрасте, хотя происходят они медленнее. У женщин с
возрастом уменьшается выделение влагалищной смазки, однако чувствительность клитора сохраняется.
Таким образом, из-за ослабления физиологических реакций половой акт растягивается, но уменьшение
половой потенции может в значительной мере компенсироваться ласками.
Как бы то ни было, можно сказать, что уровень половой активности у пожилого человека, как и в
другие периоды зрелости, зависит от того, каким этот уровень был в предшествовавшие годы.
Когнитивное развитие
В большинстве теорий развития человека на первое место выдвигается положение о стадиях,
которые должен пройти ребенок, а потом и подросток, прежде чем достичь зрелости.
Для описания умственного развития предложено много схем. Некоторые авторы рассматривают
это развитие как непрерывную и неизменную последовательность стадий, каждая из которых
подготовлена предшествующей и в свою очередь подготавливает последующую. Такова, в частности,
теория Пиаже. Другие авторы, например Валлон, рассматривают этапы психической эволюции ребенка
скорее как прерывистую последовательность реорганизаций, включающих подавление или добавление
каких-то функций в определенные моменты. Ниже мы остановимся на описании каждой из этих теорий
когнитивного развития человека и попытаемся выяснить, в чем они различаются и в чем сходны.
Этапы умственного развития ребенка и подростка
Периоды интеллектуального развития (по Пиаже)
Напомним, что Пиаже выделяет три главные стадии интеллектуального развития ребенка:
стадию сенсомоторного развития (с момента рождения до 2 лет), стадию конкретных операций (с 2 до
11 или 12 лет) и стадию формальных операций (с 12 или 13 лет).
Сенсомоторная стадия. Это стадия, на которой ребенок овладевает своими сенсорными и
моторными способностями. Он слушает, разглядывает, кричит, ударяет, мнет, сгибает, бросает, толкает,
Hosted by uCoz