Navigation bar
  Print document Start Previous page
 327 of 574 
Next page End  

предоперационального уровня развития на второй уровень конкретных операций.
1. Предоперациональный уровень (с 2 до 5 лет) представляет собой первый этап интериоризации
действий. Для него характерно развитие символического мышления,
позволяющего ребенку
представлять себе объекты или стимулы с помощью мысленных образов и обозначать их названиями
или символами, а не прямыми действиями [*] (см. документ 10.2).
[Мирей Матье (Mathieu, 1986) из Монреальского университета подвергала молодых шимпанзе
испытаниям, позволившим описать их «когнитивное развитие» в терминах концепции Пиаже. В
результате многолетних наблюдений исследовательница показала, что детеныши «двоюродных братьев
человека» в плане сенсомоторного развития примерно на 6 месяцев обгоняют человеческих младенцев
18-24-месячного возраста. Но если для последних преодоление этой стадии означает лишь своего рода
трамплин к стадии конкретных операций, то молодые шимпанзе навсегда «застревают» на
предоперациональном уровне. Самое большее, на что способен шимпанзенок,
это подражать
действиям, не имея о них никакого представления, но он никогда не сможет «притвориться», тогда как
ребенок, достигший уровня символического мышления, в состоянии сделать это уже на третьем году
жизни.]
Однако операции, которые в это время пытается совершить ребенок, ограничены слишком еще
узким диапазоном мышления и его эгоцентрическим характером. В этом возрасте ребенок, похоже, не
способен одновременно учитывать различные аспекты данной ситуации. Например, в опыте с
колбаской из пластилина, описанном в документе 2.11, ребенок сосредоточен на ее длине, и подобная
центрация мешает ему осуществить необходимую компенсацию («Колбаска длиннее, но она тоньше»),
что позволило бы ему говорить об одинаковом объеме колбаски и шарика. Эгоцентризм ребенка,
мешающий ему взглянуть на мир с точки зрения, отличной от его собственной, приводит его, например,
к такому ходу мысли: «Обыкновенно, если что-нибудь длиннее, то оно и больше».
2. Первый уровень конкретных операций (с 5-6 до 7-8 лет) достигается, когда ребенок становится
способен понять, что два признака объекта, например форма и количество вещества, не зависят друг от
друга (тот факт, что колбаска длинная и тонкая, не влияет на количество пластилина, из которого она
сделана). Это представление о сохранении некоторых признаков объекта распространяется уже на
материал, из которого тот сделан, на его длину, а затем, на следующем уровне развития — также на его
массу и объем. В этом промежутке времени ребенок приобретает способность и к расположению
объектов в ряд (например, в порядке уменьшения размеров) и их классификации (научается голубые
предметы относить к голубым, птиц — к птицам и т. п.).
3. На втором уровне конкретных операций (с 8 до 11 лет) ребенок помимо представления о
сохранении массы и объема [*] получает еще и представление о времени и скорости, а также об
измерениях с помощью эталона. В конце этого периода ребенок, кроме того, все глубже понимает и
взаимосвязи между признаками объектов; это позволяет ему упорядочивать предметы в пространстве,
решать проблемы перспективы или простые физические задачи и указывает ему путь к логическому
мышлению, свойственному подросткам и взрослым людям.
[Даже многие подростки и взрослые люди попадаются в следующую ловушку: «Что легче
пронести 10 километров — 10 кг перьев или 10 кг свинца?»; точно так же колеблются они и при ответе
на вопрос: что будет с уровнем кофе в чашке после того, как туда положат кусок сахара, и после того,
как он растворится?]
Рис. 10.9. На стадии конкретных операций ребенок приобретает способность классифицировать
и упорядоченно располагать предметы и изображения. Это время «коллекционирования».
Стадия формальных операций (с 11-12 до 14-15 лет). На этой стадии мыслительные операции
могут совершаться без какой-либо конкретной опоры. Как было показано в главе 8 и документе 8.6,
речь в этом случае фактически идет об абстрактном мышлении, функционирующем с помощью гипотез
и дедукций.
Hosted by uCoz