Navigation bar
  Print document Start Previous page
 329 of 574 
Next page End  

Ребенок учится отличать себя от других и одновременно приобретает все большую способность
различать предметы по форме, цвету или размерам.
В четыре года ребенок знает свое имя, фамилию, возраст и жилище. Это период нарциссизма,
когда он стремится выставить себя в выгодном свете. Ребенок наблюдает за собой и следит за своими
действиями, упорствуя в выполнении поставленной перед собой задачи. В то же время восприятие им
предметов становится все более абстрактным, что позволяет ему различать линии, направления,
положения, графические обозначения.
В пять лет внимание, которое ребенок проявляет к себе самому и к окружающему миру,
подводит его к периоду подражания,
во время которого ребенок учится играть роль и придумывает
себе героя. Однако на всем протяжении этой стадии мышление ребенка отмечено синкретизмом, он
расшифровывает ту или иную ситуацию по какой-нибудь одной детали или по набору деталей, между
которыми он не способен устанавливать причинно-следственные связи (см. документ 10.2).
6. Учебная стадия (с 6 до 12-14 лет) — стадия, когда ребенок поворачивается лицом к внешнему
миру. Мышление ребенка становится более объективным, что способствует углублению его знаний о
вещах, их свойствах и применении. Он знакомится с сочетаниями и категориями не только предметов,
но и различных форм активности (в школе, дома, во время игр и т. д.), в которых он мало-помалу
начинает участвовать. Развитие ребенка, таким образом, сопровождается ростом его независимости.
7. На стадии полового созревания внимание подростка вновь сосредоточивается на своей
собственной особе и потребностях собственного «Я». Этот перелом толкает ребенка на поиск еще
большей независимости и оригинальности, и он же открывает ему глаза на смысл вещей и законов,
которые ими управляют. Так у подростка развивается способность к рассуждению и к связыванию
абстрактных понятий.
Итак, мы видим, что различия между концепциями Пиаже и Валлона в основном касаются
подхода к когнитивному развитию ребенка. Если Пиаже пытается понять, какими путями ребенок
достигает мышления взрослого человека, то Валлон концентрирует внимание на формировании
поведения и личности, рассматривая когнитивные способности лишь как один из компонентов этого
процесса. Кроме того, Пиаже со столь свойственным ему биологизмом пытается пролить свет на общие
законы, управляющие развитием организма в его непрерывном стремлении к равновесию, Валлон же
настаивает на сложности хода развития, обусловленной постоянным взаимодействием между
индивидуумом и окружающей его социальной средой.
Умственные способности взрослого человека
Вопросу о развитии интеллекта в зрелом возрасте посвящено очень мало исследований. Похоже,
однако, что до 60-летнего возраста умственные способности у человека не снижаются, а у многих
людей они даже увеличиваются вплоть до преклонного возраста (это в особенности касается словарного
запаса и владения абстрактными понятиями).
Как было показано в главе 8, развитие формального мышления у любого человека отчасти
определяется спецификой его образа жизни и профессиональной деятельности. Нет, однако, таких
тестов, которые позволили бы оценивать уровень интеллекта у людей того или иного возраста с учетом
этих особенностей.
Сколько-нибудь заметные различия между умственным потенциалом в старости и в более
молодом возрасте выявляются только в том случае, если в качестве главного критерия при оценке
используется скорость реакции. Установлено также, что если у пожилых людей и отмечается
ухудшение кратковременной памяти, то долговременная память остается интактной. Кроме того, как
отмечалось в главе 8, ослабление кратковременной памяти, видимо, связано скорее с трудностями
организации материала во время его запоминания, нежели с изменением структур, ответственных за сам
процесс запоминания.
В ряде работ было показано, что резкое ослабление умственной деятельности может
наблюдаться у людей незадолго перед смертью (Riegel, Riegel, 1972). Такой финальный упадок
умственных сил, однако, свойствен не только преклонному возрасту — он отмечается и у молодых
взрослых людей, обреченных на близкую смерть. Феномен этот, как мы увидим в конце главы, можно
объяснить психологическим переломом отношения умирающего к внешнему миру.
Нравственное развитие
Hosted by uCoz