Navigation bar
  Print document Start Previous page
 340 of 574 
Next page End  

зависели бы прямо или косвенно от поведения других людей.
С первых же часов жизни человека начинается процесс его социализации, в основе которого
лежат связи между индивидуумами и освоение социальных навыков. Отчасти этот процесс зависит от
врожденных механизмов и созревания нервной системы, однако прежде всего он определяется тем
опытом, который человек получает на протяжении жизни.
Этапы социализации
Первое детство
Как отмечалось в главе 6, наибольшее значение для образования связи между ребенком и
каждым из его родителей имеют первые мгновения его жизни. В основе формирования этой связи лежат
взгляды, движения и особенно улыбки ребенка (Lebovici, 1983). Известно также (см. документ 5.5), что
со второй недели жизни новорожденный не только начинает обнаруживать большой интерес к
человеческому лицу, но и способен отличить лицо своей матери от лица чужого (Carpenter, 1975).
Между 8-м и 12-м месяцем жизни начинают четко проявляться привязанности ребенка. Он
разражается криком и плачем, когда его забирают от матери (или человека, обычно ухаживающего за
ним), чтобы передать в чужие руки. Такая реакция ребенка отражает не столько страх перед
незнакомым человеком, сколько неузнавание в нем знакомых черт материнского лица (Spitz, 1957).
Этот этап тесно связан с развитием представления о постоянстве (перманентности) предметов —
когнитивного процесса, который был изучен Пиаже и состоит в том, что с 8-го месяца жизни ребенок
начинает активно искать исчезнувший внезапно предмет [*]. Представление о постоянстве, вначале
связанное у ребенка с матерью, распространяется затем и на другие объекты, в особенности на другие
«социальные объекты». Кроме того, постоянное присутствие социального партнера приводит к
формированию у ребенка на 8-м или 9-м месяце жизни представления о собственной перманентности.
[В возрасте до 7 месяцев ребенок не принимается искать предмет, с которым он только что
играл, если его внезапно скрыть от его взора, например бумажным экраном. В этом возрасте, как
отмечает Пиаже, «с глаз долой — из сердца вон».]
Было показано также большое значение надежной социальной привязанности как для освоения
ребенком незнакомых мест, которое значительно облегчается в присутствии матери (Lieberman, 1977),
так и для налаживания ранних социальных контактов с другими детьми.
Детство и отрочество
Группы сверстников играют в детстве и отрочестве очень важную роль, особенно для развития
идентификаций и формирования установок. Согласно Соренсену (Sorensen, 1973), подростки гораздо
легче идентифицируют себя с другими подростками, чем со старшими, даже если последние относятся
к тому же полу, расе, религии и общине, что и они сами. Дружба и сексуальность в отрочестве тесно
связаны. Даже если «хороших друзей» у подростка меньше, чем в каком-либо ином возрасте (обычно не
больше пяти, по данным Weiss, Lowenthal, 1975), среди них в это время больше доля представителей
другого пола (рис. 10.19).
Рис. 10.19. С раннего детства до глубокой старости дружба играет важную роль в придании
человеку устойчивости.
Зрелость
Обычно больше всего друзей у молодых взрослых людей, состоящих в браке. В среднем их
число составляет 7 человек; они подбираются по сходству вкусов, интересов и склада личности, по
взаимности в помощи и обмене откровенностями, по совместимости на основе того удовольствия,
которое они находят в обществе друг друга, по удобству общения в географическом отношении и по
взаимному уважению.
В расцвете зрелости деятельность, направленная на достижение поставленных жизненных целей,
не позволяет уделять слишком много времени дружбе. Поддерживаются лишь самые прочные связи.
Число друзей снижается до 5 и меньше.
С приходом старости и в связи с драматическими событиями, которые в это время
Hosted by uCoz