Navigation bar
  Print document Start Previous page
 342 of 574 
Next page End  

развитию у него чувства инициативы. Наоборот, переживание повторных неудач и безответственности
могут привести его к покорности и чувству вины.
Четвертый кризис происходит в школьном возрасте. В школе ребенок учится работать, готовясь
к выполнению будущих задач. В зависимости от царящей в школе атмосферы и принятых методов
воспитания у ребенка развивается вкус к работе или же, напротив, чувство неполноценности как в
плане использования средств и возможностей, так и в плане собственного статуса среди товарищей.
Пятый кризис переживают подростки обоего пола в поисках идентификаций (усвоения образцов
поведения значимых для подростка других людей). Этот процесс предполагает объединение прошлого
опыта подростка, его потенциальных возможностей и выборов, которые он должен сделать.
Неспособность подростка к идентификации или связанные с ней трудности могут привести к ее
«распылению» или же к путанице ролей, которые подросток играет или будет играть в аффективной,
социальной и профессиональной сферах.
Шестой кризис свойствен молодым взрослым людям. Он связан с поиском близости с любимым
человеком, вместе с которым ему предстоит совершать цикл «работа—рождение детей—отдых», чтобы
обеспечить своим детям надлежащее развитие. Отсутствие подобного опыта приводит к изоляции
человека и его замыканию на самом себе.
Седьмой кризис переживается человеком в сорокалетнем возрасте. Он характеризуется
развитием чувства сохранения рода (генеративности), выражающегося главным образом в «интересе к
следующему поколению и его воспитанию». Этот период жизни отличается высокой продуктивностью
и созидательностью в самых разных областях. Если, напротив, эволюция супружеской жизни идет иным
путем, она может застыть в состоянии псевдоблизости (стагнация), что обрекает супругов на
существование лишь для самих себя с риском оскудения межличностных отношений.
Пекк выделяет четыре подкризиса, разрешение которых служит необходимым условием для
развития аутентичной генеративности. Во-первых, речь идет о развитии у человека уважения к
мудрости,
сменяющее примат физической храбрости. Во-вторых, важно, чтобы сексуализация
социальных отношений уступила место их социализации (что соответственно приводит к ослаблению
сексуальных ролей). В-третьих, необходимо противиться аффективному обеднению, связанному со
смертью близких людей или с обособлением детей, и сохранять эмоциональную гибкость,
способствующую аффективному обогащению в иных формах. Наконец, очень важно, чтобы человек
старался сохранить как можно большую душевную гибкость и продолжать поиск новых форм
поведения, вместо того чтобы придерживаться старых привычек и пребывать в некоей психической
ригидности.
Восьмой кризис переживается во время старения. Он знаменует собой завершение
предшествующего жизненного пути, а разрешение зависит от того, как этот путь был пройден.
Достижение человеком цельности основывается на подведении им итогов своей прошлой жизни и
осознании ее как единого целого, в котором уже ничего нельзя изменить. Если человек не может свести
свои прошлые поступки в единое целое, он завершает свою жизнь в страхе перед смертью и в отчаянии
от невозможности начать жизнь заново.
Как указывает Пекк, чтобы чувство полноценности могло развиться в полной мере, человеку
необходимо преодолеть три подкризиса. Первый из них заключается в переоценке собственного «Я»
помимо его профессиональной роли,
которая у многих людей вплоть до их ухода на покой остается
главной. Второй подкризис связан с осознанием факта ухудшения здоровья и старения тела, что дает
возможность человеку выработать у себя в этом плане необходимое равнодушие. Наконец, в результате
третьего подкризиса у человека исчезает самоозабоченность,
и теперь он без ужаса может принять
мысль о смерти.
Смерть
Оказавшись перед лицом смерти, человек переживает ряд этапов, описанных разными авторами.
Элизабет Кюблер-Росс (Kubbler-Ross, 1969) была одной из первых, кто проследил путь умирающих с
того момента, когда они узнали о своем близком конце, до того, как они испустили последний вздох.
Приближение к смерти
Согласно Кюблер-Росс, умирающие обычно проходят через пять стадий.
Hosted by uCoz