Navigation bar
  Print document Start Previous page
 362 of 574 
Next page End  

владения», территории охотничьих и рыболовных клубов и т.
п.). В других случаях границы более
размыты; таковы, например, границы территорий городских «шаек» или участков в кафетерии, в
котором группы студентов, как правило, занимают одни столики,
а преподаватели, обслуживающий
персонал и представители администрации
другие. Величина занимаемого человеком пространства
зависит от его социального положения; обычно кабинет генерального директора будет гораздо более
внушительным, чем кабинеты преподавателей, не говоря уже о комнатушках, выделенных для личных
вещей студентов.]
Для западных сообществ Холл (Hall, 1966) идентифицировал четыре основные зоны, размеры
которых зависят от степени близости отношений между людьми. Они соответствовали:
1) интимной дистанции, варьирующей от прямого физического контакта до 20 см от тела
партнера;
2) личной дистанции в пределах от 45 см до 1,2 м, позволяющей людям находиться друг от друга
на расстоянии вытянутой руки;
3) социальной дистанции, варьирующей от 1,2 до 3,5 м, при которой возможность физического
соприкосновения заменяется голосовым контактом;
4) «публичной» дистанции более 3,5 м, которая устанавливается на публичных собраниях, в суде,
аудиториях и т. п.
Факторы окружающей среды
В многочисленных исследованиях делались попытки выяснить эффекты перенаселенности в
крупных городах (рис. 11.3). В большинстве случаев было показано, что очень высокая плотность
населения порождает у людей чувство одиночества и собственной безликости, вызывает уход в себя,
апатию и очень часто склонность к враждебным действиям (см. документ 11.2). Похоже, однако, что в
таких странах, как Япония, Китай или Индия, где существуют культурные традиции, регулирующие
социальное поведение, подобные проблемы переживаются людьми реже.
Рис. 11.3. Урбанизация и перенаселенность могут иногда приводить к серьезным психическим
последствиям.
Значительные нарушения психического равновесия у людей может вызвать и шум.
Дети, у
которых дома было шумно, обнаруживали в школе более низкую успеваемость (см. документ 11.3).
Кроме того, отмечается, что люди, подвергающиеся воздействию значительного шума, менее склонны
оказывать помощь другим и быстрее приходят в ярость (Page, 1977; Donnerstein, Wilson, 1976).
Загрязнение среды, вызываемое автомобилями, промышленностью или курением, тоже сильно
сказывается на восприятии и способности человека к обучению, усиливая его психическое напряжение
и раздражительность (Zilman et al., 1981).
Социальное положение и роль в группе
В сообществах большинства животных существует иерархия, позволяющая каждому члену
группы знать свой социальный ранг.
У кур ранг особи определяется числом сородичей, которых она может клевать. Если
доминантная курица может клевать всех остальных кур, то особь, находящаяся в самом низу этого
иерархического ряда [*], которой клевать некого, напротив, получает клевки от всех остальных птиц,
имеет право есть лишь в самую последнюю очередь и испытывает значительные трудности в
спаривании (Schjelderup-Ebbe, 1913).
[Англоязычные авторы назвали эту социальную организацию «порядком клевания» (pecking
order).]
Представители низших млекопитающих узнают социальный ранг благодаря зрительным
сигналам. Например, корова, сменившая стадо, похоже, сразу же определяет, выше или ниже она
рангом, чем ее соседка (Beilharz, Mylzea, 1963). У большинства млекопитающих доминирует самое
старое или самое сильное животное или же особь, имеющая наиболее многочисленное потомство. Так
обстоит дело, например, в сообществах многих обезьян. Похоже, однако, что у горилл и шимпанзе
такой тип социальных отношений далеко не является общим правилом. Как показала Джейн Гудолл, у
шимпанзе борьба за доминирование ведется больше между группами, чем между отдельными особями.
Hosted by uCoz