Navigation bar
  Print document Start Previous page
 370 of 574 
Next page End  

стереотипов, в то время как просвещение, взаимные контакты и особенно сближение групп часто ведут
к изменению стереотипов, а иногда и к их полному исчезновению. Удалось, например, показать, что
если две группы представителей разных рас живут в одном здании на разных этажах, то их стереотипы
сохраняются и даже укрепляются. И наоборот, стереотипы быстро стираются, когда представители
разных групп занимают один и тот же этаж, сталкиваются с одними и теми же бытовыми трудностями
и, добиваясь удовлетворения общих требований, вынуждены действовать сообща (рис. 11.11).
Рис. 11.11. Взаимоотношения между группами людей часто ухудшаются из-за стереотипов,
усиливающих неблагоприятное представление этих групп друг о друге и потому ускоряющих развитие
конфликтов.
Однако главную проблему здесь составляет не столько сам стереотип, сколько связанная с ним
установка, заставляющая нас придерживаться того или иного поведения. Как мы увидим, в этом случае
стереотип превращается в предубеждение.
Установки
Наши истолкования и оценки внешнего мира основываются на установках,
создающихся у нас
на протяжении всей жизни. Установки — это те ориентиры, которые позволяют нам в любой момент
предстать перед тем или иным человеком, событием или сообщением в «полной готовности».
Составляющие установок
Установки имеют три измерения: когнитивное, аффективное и поведенческое. Когнитивное
измерение включает мнения и убеждения, которых мы придерживаемся относительно тех или иных
предметов и людей и которые позволяют нам судить, что, на наш взгляд, является истинным,
правдоподобным или возможным. Аффективное измерение составляют положительные или
отрицательные эмоции, связанные с этими убеждениями, они придают установке эмоциональную
окраску и ориентируют действие, которое мы собираемся совершить. Это действие и есть поведенческое
измерение установки, которое предполагает реакцию человека, соответствующую его убеждениям и
переживаниям.
Так, например, если преподаватель кажется мне слишком строгим (когнитивная составляющая
установки), а я не люблю, когда меня заставляют что-либо делать (аффективная составляющая), то
очень вероятно, что я редко буду посещать его занятия, где меня может ждать принуждение
(поведенческая составляющая).
Точно так же, если девушка кажется мне образованной (когнитивная составляющая), а мне
нравится обсуждать те темы, в которых она, похоже, разбирается (аффективная составляющая), я,
наверное, буду искать ее общества (поведенческая составляющая). Моя установка, очевидно, была бы
совсем иной, если бы я принадлежал к числу тех, кого слово «образованность» обращает в бегство.
Рис. 11.12. Можно держать пари, что жизненные установки этих двух людей во многом
противоположны. А каково было бы ваше мнение, если бы вы встретились с этими людьми, ничего о
них не зная?
Можно было бы бесконечно долго иллюстрировать различия мнений и убеждений людей
относительно, например, нужды в атомных станциях, генетических манипуляций, веры в астрологию и
т. п.
Hosted by uCoz