Navigation bar
  Print document Start Previous page
 380 of 574 
Next page End  

Опыт был повторен на Среднем Востоке учеными из Форданского университета, изучавшими
испытуемых-детей от 6 до 16 лет и студентов. Оказалось, что независимо от культурных особенностей
испытуемых доля «покорных» людей составляет здесь, как и в Йеле, 65%. Таким образом, следует
признать: видимо, из каждых троих почти двое, непосредственно столкнувшись с авторитетом, готовы
слепо ему повиноваться.
Что, однако, происходит в том случае, если приказ передается испытуемому не прямо, а с
помощью, например, переговорного устройства или же опыт происходит в отсутствие
экспериментатора? Оказывается, в таких условиях доля «покорных» испытуемых падает и составляет
чуть больше 20%. Таким образом, можно думать, что условия подчинения изменяются, когда человек
получает возможность проявить собственную волю.
Как в этом плане обстоит дело с людьми, работающими в учреждениях с жесткими принципами
управления и вынужденными подчиняться почти абсолютной власти меньшинства «экспертов»?
Исследователи (Hoffing et al., 1966) [*]
попытались ответить на этот вопрос, изучив поведение
медицинских сестер, каждая из которых работала в одном из 22 отделений двух больниц
одной
частной и одной государственной. Дежурной сестре звонил по телефону врач, имя которого она знала,
но с которым никогда прежде не имела личного контакта. Врач говорил сестре: «Звонит доктор Дюбуа
из психиатрического отделения. Сегодня утром я должен обследовать одного из ваших пациентов,
господина Дюфура. Мне бы хотелось, чтобы он принял лекарства, которые к моему приходу должны
начать действовать. Не могли бы вы проверить, есть ли в шкафу «Астротен»? (Врач произносит по
буквам (а, эс, тэ, эр...). Сестра направлялась к шкафу и действительно находила там коробку, на которой
было написано:
«Астротен. Капсулы по 5 мг. Обычная доза: 5 мг. Максимальная суточная доза: 10 мг»
[Цит. по Hilgard E. R., Atkinson R. L., Atkinson R. C., Introduction to Psychology (7th ed.), New
York, Harcourt—Brace Jovanovitch, 1979.]
После того как сестра подтверждала наличие лекарства, врач продолжал: «Хорошо, мне бы
хотелось, чтобы вы дали господину Дюфуру 20 мг «Астротена». Я приду минут через 10 и тогда
письменно оформлю распоряжение.»
Распоряжение доктора Дюбуа нарушало многие служебные правила, некоторые из них — грубо.
Прежде всего оно исходило от лица, с которым медицинская сестра лично не была знакома. Кроме того,
лекарство не входило в список разрешенных препаратов, а главное — назначенная врачом доза
значительно превосходила допустимую. Между тем из 22 медицинских сестер, которым по телефону
было передано такое распоряжение, 21 подчинилась ему, даже не выказав какого-либо сомнения
(большинство из них, однако, были уверены, что врач придет вовремя). Опыт прекращался в тот
момент, когда сестра доставала из коробки четыре капсулы препарата, а штатный психиатр сообщал ей
о сути эксперимента, в котором она, сама о том не ведая, только что участвовала. Во время
последующего разговора многие из сестер признавались, что выполняли подобные распоряжения и в
прошлом, боясь своим отказом рассердить врача.
Рис. 11.20. В учреждениях с жесткими принципами управления подчинение авторитету сильно
подавляет свободу воли в ситуациях, когда речь идет о жизни и смерти других людей.
Милгрэм показал, что если испытуемые знают, что они исполняют всего лишь роль посредников
и, следовательно, никакой прямой ответственности за свои действия не несут, то доля «покорных»
возрастает до 90%. Какой из этого можно сделать вывод? Следует ли отчаиваться перед лицом фактов,
говорящих о том, что подчинение авторитету прямо коренится в природе человека? Безусловно, нет.
Как показали недавние исследования, если испытуемые находятся в присутствии других людей,
отказывающихся повиноваться, то 90% из них в свою очередь тоже не выполняют распоряжений.
Таким образом, обнадеживают и будут обнадеживать люди и группы людей, неустанная
деятельность которых по разоблачению правонарушений и несправедливости служит своего рода
противовесом апатии и покорности, свойственной большинству. Сказанное относится и к различным
движениям солидарности в мире и таким организациям, как, например, «Международная амнистия»,
которые олицетворяют собой совесть современного общества, напоминая всем и каждому, что своим
молчанием они причастны к страданиям и гибели тысяч своих собратьев.
Документ 11.6. Конформизм и преобразование действительности
Hosted by uCoz