Navigation bar
  Print document Start Previous page
 401 of 574 
Next page End  

Рис. 12.5. Согласно теории ABC Эллиса, причиной стресса (C) и вызываемых им фрустрации или
неадаптивного поведения бывает не столько сама ситуация (A), сколько связанные с нею убеждения
(B).
Так, стресс (C), в результате которого студент может провалиться на экзамене, вызван скорее
мыслью, что «ему ни за что его не сдать» (B), нежели содержанием самого экзамена (A). Очень часто
для того, чтобы исправить положение, достаточно лишь объективно оценить ситуацию, рассмотрев
каждый ее аспект с разумной точки зрения и осознав, что «это еще не конец света». Именно так и
следует поступать в большинстве жизненных обстоятельств, имея в виду их материальные, социальные
или аффективные последствия.
Гуманистический подход
В главе 10 мы рассмотрели развитие личности с точки зрения гуманистической психологии.
Напомним, что в теории личности по Роджерсу центральным понятием является «реальное Я», т. е. те
представления, которые человек имеет о самом себе, своих восприятиях, ценностях, чувствах и
установках.
По мнению Роджерса, с одной стороны, индивидуум стремится привести в соответствие с этими
представлениями о самом себе, т. е. со своим «реальным Я», как можно больше своих внешних
переживаний. С другой стороны, он пытается сблизить представление о самом себе с теми глубинными
переживаниями, которые составляют его «идеальное Я» и соответствуют тому, чем он хотел бы быть.
Таким образом, «реальное Я» может так и не достичь соответствия «идеальному Я» — либо из-за того,
что под давлением внешних обстоятельств человек вынужден отказывать себе в определенном
жизненном опыте, либо потому, что он навязывает себе такие чувства, ценности или установки,
которые только отдаляют его «реальное Я» от «идеального».
Тревога и нарушение психологической адаптации могут быть результатом несоответствия между
«реальным Я» и жизненным опытом, с одной стороны, и между «реальным Я» и тем идеальным
образом, который сложился у человека о себе самом, — с другой (рис. 12.6).
Рис. 12.6. По Роджерсу, тревога и неадаптивные формы поведения возникают в результате
несоответствия между «реальным Я», страдающим под бременем тех или иных жизненных
обстоятельств, и глубинными чувствами человека, составляющими его «идеальное Я».
Социо-культурный подход
В 60-е годы появилось новое течение, развиваемое главным образом психиатрами и вновь
поставившее во главу угла те представления о психических нарушениях, которых придерживались
Hosted by uCoz