Navigation bar
  Print document Start Previous page
 428 of 574 
Next page End  

привязанность к определенным предметам, которые он нюхает, облизывает или пробует на вкус. Он
упрямо отказывается от некоторых видов пищи, требующих, скажем, использования бутылки, или
принимается вдруг жевать бумагу или обсасывать камешек. Одна из особенностей аутизма состоит в
том, что существует, видимо, какая-то связь между поведением ребенка и состоянием окружающей
среды: он плачет во время дождя и топает от радости ногами по поверхности сухой земли.
[Так, вместо того чтобы просто отвечать «нет», такой ребенок может, например, говорить: «Не
таскай кошку за хвост» (замечание, некогда сделанное ему матерью, когда он мучил животное).]
Причины аутизма не известны; ни одна из предложенных до сих пор гипотез фактически не дает
определенных объяснений, хотя все они отчасти дополняют друг друга. Существуют серьезные
основания предполагать биологическую причину этого заболевания, но каких-либо свидетельств в
пользу его генетической природы нет. Показано, что в головном мозгу при аутизме образуется больше
серотонина, чем у нормальных детей, и этот избыток нейромедиатора мог бы влиять на обработку
мозгом внешней информации, поступающей по тем или иным сенсорным каналам.
Однако более правдоподобной кажется гипотеза о том, что биологические факторы
обусловливают предрасположение к описанному выше аномальному поведению лишь тогда, когда
ребенок попадает в условия, в которых ему ничего не остается, как только «забиться в уголок своего
сознания». Особенно это касается тех случаев, когда такие психически хрупкие дети испытывают
постоянное давление со стороны родителей, доброжелательность которых к ребенку сочетается с
нетерпеливым стремлением развить его потенциальные способности. Беттелхайм, отдавший долгие
годы изучению и лечению аутистичных детей, полагает, что под влиянием такого давления ребенок
утрачивает способность к надлежащему развитию представлений о самом себе. Вот почему, по мнению
этого автора, важно изолировать таких детей от семьи, с тем чтобы вернуть им возможность следовать
собственному ритму жизни в соответствии с собственными потребностями в специально
предназначенной для этого среде [*].
[Основанное Беттелхаймом в Чикаго специальное учебное заведение пытается создать такие
условия физического и социального окружения ребенка, в которых он чувствовал бы себя наиболее
устойчиво. Во Франции Делиньи (Deligny, 1975) также стремится к созданию для ребенка условий
стабильного существования, помещая его в небольшие «самодостаточные» сообщества, наподобие сети
разбросанные по одному из горных массивов Севенн.]
Это концепция противостоит представлениям бихевиористов, которые, как, например, Ловаас
(Lovaas, 1977), напротив, полагают, что аутистичного ребенка следует систематически
«перевоспитывать» с помощью прежде всего оперантных методов (см. документ 12.9).
Гиперактивность. Из каждых 100 детей в среднем 3 ребенка обнаруживают гиперактивность
(мальчики в 10 раз чаще девочек). Как правило, гиперактивность проявляется в возрасте до 7 лет,
иногда даже в 3 года и раньше. У одних детей это расстройство исчезает с началом полового
созревания, у других же, напротив, сохраняется и в отрочестве, а иногда захватывает и зрелый возраст.
Гиперактивный ребенок прежде всего очень невнимателен. Оказавшись в школе, он не слушает уроков,
легко отвлекается и никогда не завершает начатое дело. Он импульсивен: почти всегда действует, не
подумав, резко переключается с одной активности на другую, постоянно нуждается в присмотре во
время выполнения заданий и не способен дожидаться своей очереди в таких групповых ситуациях, как,
например, работа в классе или игра. Гиперактивный ребенок не может усидеть на месте; он перебегает с
одного места на другое, лезет на мебель или летит вниз по лестнице. Даже во сне он не перестает
двигаться. В любых обстоятельствах он ведет себя так, словно внутри у него «вечный двигатель».
Понятно, что такое поведение гиперактивного ребенка сильно отражается как на его социальном,
так и на умственном развитии, осложняя его социальные взаимоотношения, что в дальнейшем может
обернуться для него трудно преодолимым препятствием.
Причины гиперактивности изучены далеко не полностью. Поскольку это расстройство
проявляется очень рано, весьма вероятно, что аномалия имеет отчасти биологическую природу. Была
выдвинута гипотеза, что важную роль в развитии гиперактивности у предрасположенных к ней от
рождения детей могут играть некоторые компоненты пищи, такие, например, как вкусовые добавки и
красители, а также салицилаты (которые содержатся в некоторых плодах) и в особенности
рафинированный сахар (Feingold, 1976; Prinz et al., 1980). Как это ни странно, прием стимулирующих
веществ (включая кофе), по-видимому, вызывает у гиперактивных детей заметное снижение
активности.
До сих пор из всех методов, применявшихся для лечения этого расстройства, заметного
улучшения поведения удавалось достичь главным образом с помощью бихевиористских подходов.
Hosted by uCoz