Navigation bar
  Print document Start Previous page
 442 of 574 
Next page End  

эту мочу заменяют мочой самого больного. После того как тревога, вызываемая такой ситуацией,
ослабевает, пациенту предлагают брать в свои «запачканные мочой» руки различные предметы и
одежду. В конце лечения молодой человек отводит на мытье рук в среднем 7 минут, пребывание под
душем сокращается до 40 минут, и он полностью прекращает те «интимные омовения», совершать
которые прежде считал своей обязанностью. Через год продолжительность мытья рук падает в среднем
до 3 минут, а душа — до 20 минут.
(Источник: Wolpe J., 1982. "Behavior Therapy in Complex Neurotic States", in: D. Goleman, K. R.
Speeth, The Essential Psychotherapies, New York, New American Library, p. 217-219.)
Аверсивная терапия
Одним из самых спорных случаев применения аверсивной терапии является попытка изменять с
ее помощью сексуальную ориентацию молодых гомосексуалистов (Bancroft, 1966; Feldman, MacCulloch,
1965). Ниже описана процедура, использованная с этой целью упомянутыми авторами.
Пациентов просили выбрать из набора диапозитивов, изображавших обнаженных и одетых
мужчин, восемь изображений и расположить их в порядке возрастающей привлекательности. Такой же
выбор они должны были сделать из серии диапозитивов с изображениями женщин и тоже
классифицировать их по привлекательности. Для каждого пациента Фелдман и Мак-Каллок подбирали
электрический удар такой силы, что он воспринимался как очень неприятный.
Лечение проводилось в темном и тихом зале больницы. Пациенту сообщали, что на экране
сейчас будут проецировать изображение мужчины, а затем через несколько секунд последует удар
электрическим током. Его предупреждали также, что он может убрать изображение с экрана, нажав на
кнопку и сказав «нет». Таким образом, если пациент делал это не позднее чем через 8 секунд после
появления изображения, то он избегал электрического удара. И наоборот, если он созерцал изображение
больше 8 секунд, следовал удар. Если же сила тока была недостаточной для того, чтобы пациент сразу
же решал нажать на кнопку, выключавшую изображение, ее увеличивали до тех пор, пока он не начинал
принимать меры, чтобы избежать удара.
После того как пациент три раза подряд успешно избегал электрического удара, начиналась
предварительно разработанная программа подкрепления: как только изображение мужчины на экране
исчезало, на него сразу же проецировалось изображение женщины. Тем самым исследователи пытались
«ассоциировать» подавление тревоги с появлением женского образа. При этом они сами решали, когда
убирать изображение женщины с экрана, чтобы, по их словам, у пациента не создавалась «привычка
избегать женщин».
Из 43 пациентов 23 к концу лечения несколько изменили свою сексуальную ориентацию, 11 не
обнаружили каких-либо сдвигов, а 7 человек прервали курс лечения до его окончания. Следует, однако,
отметить, что большинство из тех, у кого отмечались положительные результаты, были молодыми
людьми, тяжело переживавшими свою гомосексуальную ориентацию и сильно желавшими изменить ее.
Однако и после лечения прежние чувства и некоторые из гомосексуальных форм поведения у этих
молодых людей сохранились.
Использование оперантного метода
Ниже приводится описание терапевтического приема, направленного на развитие навыков речи у
ребенка, страдающего аутизмом (Lovaas, 1977). Представленный диалог — фрагмент записи сеанса,
проводившегося на третьем месяце лечения. На всем протяжении разговора всякий раз, когда ребенок
дает правильный ответ, он получает конфету.
«Терапевт. — Рики, как тебя зовут?
Рики.Рики.
— Хорошо. (Рики получает конфету.) Теперь спроси меня то же самое.
— Как ты себя чувствуешь?
— Нет. Спроси меня то же, о чем я тебя спросила. Рики, скажи: «как тебя зовут?»
— Рики.
— Нет. Скажи «как»...
— Как... (пауза).
«Тебя»...
— Тебя... (пауза).
Hosted by uCoz